Знаний много не бывает

Александр Астапов, cтарпом танкера Cape Tees («Колумбия Шипменеджмент»), о трудностях и опасностях своей профессии знает все. И, тем не менее, вне флота себя просто не видит.

- Я уверен, мне нигде не будет так интересно, как в море, - рассказывает он. - Круг вопросов, которые в условиях моря одновременно должен решать старший офицер, разнообразен, как сама жизнь: от организации правильного питания для экипажа до подготовки танков под разные виды грузов.

Александр - потомственный моряк. Дед всю жизнь стармехом в Новороссийском морском пароходстве работал, отец - капитан в портофлоте. Так что стать курсантом Флотилии юных моряков еще в младших классах, вязать узлы и грести на шлюпках, было для него и хобби, и обучением азам единственно возможной профессии. Решив к окончанию школы стать военным моряком, он нашел список адресов военно-морских вузов России и даже успешно прошел онлайн-тестирование в Балтийский военно-морской институт. После собеседования в Краснодаре его бы приняли туда без экзаменов - и тут он получил от отца, пожалуй, лучший совет в жизни: «Сынок, зачем ездить в калининградскую «ушаковку», если под боком есть своя. Поступай в наш морской университет - и свои лейтенантские погоны ты получишь в любом случае, а еще у тебя будет востребованная гражданская специальность».

О своем решении поступить в ГМУ Александр Астапов не пожалел никогда. Шесть лет пролетели как один день – ни минуты свободного времени. На последних курсах «Колумбия Шипменеджмент» предложила лучшим курсантам хорошие условия преддипломной практики, естественно, с прицелом на будущее. Так Александр попал на практику на танкер Cape Aspro.

- Моя предыдущая практика проходила на балкере, - вспоминает он. - А тут я просто обалдел от хитросплетения труб на палубе. Но уже к концу рейса освоился, в первую очередь  благодаря донкерману Виктору Левшину.

Компания как раз приняла судно после предыдущих хозяев-индусов довольно запущенным и экипаж возвращал ему достойный вид. Так что две трети времени, отведенного кадету для работы на палубе, Александр вместе с Виктором перебирал клапан за клапаном, перекрашивал ржавые трубы. «Понять до конца устройство грузовой системы можно, только если  проползти, как змея, вдоль каждой трубы», - говорил кадету опытный моряк. А капитаны Геннадий Паншев и Отари Варшанидзе, видя, как старается молодой, дали ему отличную характеристику. Закончив учебу, он вернулся в «Колумбия Шипменеджмент» на Cape Aspro, уже в должность третьего помощника.

После этого было много других судов, на которых Александр Николаевич набирался штурманского опыта. И много замечательных моряков, которых по праву он считает своими учителями и наставниками. Но особенным стал период работы на танкере Astra. Здесь, уже будучи вторым помощником, он познакомился с капитаном Денисом Феоктистовым.

- Тонкий психолог, интересы экипажа для него всегда на первом месте, - рассказывает Александр Астапов. - Он создал уникальную рабочую атмосферу: команде просто стыдно подвести друг друга, и уж тем более своего капитана.

С другим ярким капитаном, Сергеем Садчиковым, Александру посчастливилось работать на той же «Астре». Сначала о нем доходили «жуткие» слухи: «Списывает людей с судна пачками», - говорили одни, «Спать не будешь ночами», - пугали другие.

- При нашей первой встрече он спросил меня, что такое «градиентный ветер», - вспоминает Александр. - Это очень узкое научное понятие, в нем ориентируются лишь профессора, преподающие навигацию в ВУЗах.  Я тогда кое-как ему ответил, но мастер, тем не менее, остался доволен. «Мы с тобой сработаемся», - пообещал. Так и случилось. Сергей Александрович стал капитаном в те времена, когда я только родился, его знаний и опыта хватило бы еще на пару экипажей. И, тем не менее, ему интересно познавать новое, в том числе и в технологиях. У него уникальное хобби – он создает 3D-модели судов для канадской компании, производящей компьютерные игры. Как-то у нас на судне возникли дебаты по поводу установки дополнительной лебедки, позволяющей швартоваться к монобую в соответствии с последними правилами. Тогда Сергей Александрович создал наглядную 3D-модель, демонстрирующую, как это будет работать, - и все споры сразу утихли.

В тридцать лет Александр Астапов стал старпомом в многонациональном экипаже – а это новые особенности и новые вызовы.

- За годы работы в море я имел возможность наблюдать и сравнивать. На мой взгляд, лучше донкерманов, чем из стран бывшего СССР, не сыскать. На Astra, помню, работал с Андреем Мазуриком. Шустрый, сметливый, в хозяйстве у него идеальный порядок был. Такого посреди ночи разбуди - и он вспомнит, сколько у него болтов черного металла, а сколько из нержавейки. С филиппинцами свои особенности. Они очень исполнительные, но чтобы по настоящему проявить себя в работе, им нужна дополнительная мотивация. Они ценят слова похвалы и национальные блюда, которые повар готовит специально для них, - рассказывает Астапов. – Приходится быть психологом.  

Но настоящие трудности в море, как правило, приходят извне. В первом же рейсе в должности старпома Астапов столкнулся с пиратской атакой. Cape Talara шло в Порт-Харкорт в дельте реки Нигер – это известный своими нападениями регион. За ним следовал  быстроходный катер охраны с крупнокалиберным пулеметом на борту.

- Разгар сезона дождей, хмурое небо давит, темнеет в тропиках быстро, а нас ставят на погрузку в ночь. Охрана предупредила: затемно в дельту лучше не соваться, и требовала дождаться утра. Фрахтователь же решил рискнуть, - вспоминает Александр Астапов. - В десять вечера меня вызвали на мостик по тревоге. Радар отбивает две быстроходные цели, которые без опознавательных знаков и огней несутся на нас. Капитан Игорь Викторович Назаренко начал маневрирование, а я - подготовку к возможной атаке пиратов. Подключили три пожарных насоса (пожарные рукава и колючая проволока вдоль лееров были развернуты заранее), задраили все двери в надстройку, весь экипаж, кроме команды мостика, спустился в машинное отделение, где оборудована цитадель. Связались с охраной: они встали между нами и приближающимися налетчиками. И пираты отступили.

Окончив университет много лет назад, по-настоящему учиться Александр так и не прекращал. Параллельно с работой получил заочно еще одну специальность на факультете эксплуатации водного транспорта и судовождения - «Организация перевозок и управление на транспорте», с красным, между прочим, дипломом. Сейчас  эти знания помогают ему в работе грузового помощника. А кроме того заканчивает обучение в аспирантуре:

- Знаете, мне постоянно приходится видеть молодых специалистов, которые приезжают на борт с  терабайтами кино и сериалов: отстоял вахту - и к себе в каюту. Поверьте, желающих покататься за большие деньги и посмотреть «Игру престолов» уже сейчас хоть отбавляй. В наши дни, когда Китай открывает мореходки десятками, да и филиппинцы не дремлют, свободное время надо тратить на то, чтобы преумножать свои знания и компетенции, - считает он. – Уже в ближайшем будущем на рынке труда моряков нас ждет сильнейшая конкуренция.