Избежать скандала Sumela не сумела

Расплатиться с моряком по всем долгам заставили турецкого судовладельца в порту Новороссийска. Представители профсоюза добились выплаты пятимесячной задолженности по заработной плате старшему помощнику капитана с парома Косаtере (флаг Панамы).

Как только судно ошвартовалось у причала Новороссийского судоремонтного завода, Осман Демирки связался с инспектором Международной федерации транспортников (МФТ – ITF) в Новороссийске Ольгой Ананьиной.

– Я уже пять месяцев без зарплаты. Сколько можно ждать? Пожалуйста, помогите получить мои давно уже отработанные деньги, –  с такой просьбой моряк обратился по телефону.

Трудовой конфликт с таким сценарием, можно сказать, классика жанра. Именно из-за задержанной или вовсе невыплаченной зарплаты моряки по всему миру чаще всего обращаются в профсоюз. Однако с принятием Сводной конвенции «О труде в морском судоходстве» (MLC) ситуация должна была бы в корне изменится. Конвенция в силе вот уже 100 дней, а «старые песни о главном» продолжают звучать. Как-то не по-божески обходятся с моряками на пароме, названном в честь известной в Анкаре мечети! Что же происходит на борту Косаtере?

Чтобы  выяснить это, на судно направился «профсоюзный десант»: инспектор МФТ Ольга Ананьина и технический инспектор труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков Игорь Холявка.

Паром Косаtере под операторством Ziganoy shipping inc уже несколько лет работает на линии Самсун - Новороссийск. Судовладелец – турецкая компания Sumela Shipping. В экипаже 21 человек: 15 турок, грузины, украинцы и индиец. Судну уже давно за   тридцать, а это значит, что поддерживать его в мореходном состоянии команде с каждым годом все труднее. Согласно базе данных Черноморского меморандума, количество замечаний, предъявляемых Косаtере портовыми властями по всему региону, только растет. Совсем недавно,  в сентябре, в одном из портов Турции паром в очередной раз был проверен инспекторами Черноморского меморандума и вновь получил целый ряд претензий. Их вроде бы успели устранить, и судно благополучно ушло в рейс.

В беседе с капитаном Сабаном Каранликом представители профсоюза в первую очередь попытались выяснить, имеется ли на борту коллективный договор. Оказалось, что нет. Сертификат соответствия судна требованиям MLC также отсутствовал. Паром под флагом Панамы, в числе первых ратифицировавшей конвенцию, как выяснилось, до сих пор даже не прошел такого освидетельствования.

– Это грубейшее нарушение всех международных норм, – рассказывает Игорь Холявка. – Мы обязательно направим претензии и в администрацию страны флага, и в адрес судовладельца с требованием соблюсти закон и освидетельствовать судно. Но даже отсутствие такого сертификата ничего не меняет. Россия Билль о правах моряков подписала, а значит, на ее территории они в любом случае защищены от вероломства судовладельца. Единственное, что от них требуется – письменное заявление о невыплате заработной платы капитану порта Новороссийск.

Однако единственным, кто подтвердил свою официальную претензию по поводу пятимесячной задолженности по зарплате, оказался старпом Осман Демирки. Можно предположить, что вряд ли судовладелец не платит только и исключительно ему одному. В таком же положении, скорее всего, находятся и другие турецкие моряки. Почему же они молчат, чего  так опасаются? Ответ на этот вопрос нам дал стармех Харун Арабаджи.

– За свою карьеру в море я не раз сталкивался с жадностью и непорядочностью работодателей, – рассказывает он. – Дважды, чтобы выбить зарплату, приходилось  обращаться в ITF. Последний раз это было в Швеции. Так после этого турецкие крюинги  занесли меня в «черный список». Я полтора года перебивался с хлеба на воду на каких-то случайных подработках на берегу, не мог уйти в море. У нас в стране сейчас сложно с работой, я не могу себе позволить вновь потерять ее. Другие моряки, я думаю, тоже этого боятся. Поэтому просто поймите нас: нам очень непросто бороться за свои права.

Подтверждение его словам мы получили незамедлительно. Стоило в кают-компании появиться представителю судовладельца – и моряки действительно как-то сразу замолчали, а огромный  стармех стал даже казаться меньше в размерах.

Переговоры о возврате долга старпому продолжались несколько часов. Однако нарушения были такие неприкрытые, что парому явно светило задержание из-за нарушения трудовых прав моряка. Поэтому долг по зарплате все же был погашен, причем, в этот же день, о чем Осман Демирки тут же нам и сообщил.

– И все-таки возвращение старпому пятимесячной задолженности в размере почти пятнадцати тысяч долларов – это еще не конец истории с Ziganoy shipping inc и Sumela Shipping, – говорит инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина. – Очевидно, что свои кровные на Косаtере не получали и другие члены экипажа. Они отказались бороться за свои права из-за страха попасть в «черный список». Сведения о сегодняшнем инциденте обязательно будут направлены турецкому инспектору МФТ Музаферу Чивилег. У турецких профсоюзов есть богатый опыт борьбы с этой порочной практикой.

И не только у турецких. Профсоюзы всего мира давно поставили подобные «черные списки» вне закона. А теперь они запрещены и законодательно. Сводная конвенция «О труде в морском судоходстве» содержит прямой запрет на использование службами найма и трудоустройства моряков списков, препятствующих в получении рабочего места, на которое они имеют право в соответствии со своей квалификацией. Конечно, бороться с «черными списками» не менее сложно, чем с коррупцией. Кто же признается, что тянет с моряков деньги за найм или «берет на карандаш» тех, кто смеет требовать выплаты зарплаты? Но и допустить, чтобы из-за подобной порочной практики Билль о правах моряков стал «бумажным тигром», тоже нельзя.