Кадеты – это не просто пара рук

«Это карьера, а не просто работа» – таков главный посыл свежего исследования ассоциации владельцев танкеров, посвященного найму и удержанию молодежи на торговом флоте.

В текущем году, переживая острую нехватку кадров, судовладельческие объединения профинансировали несколько изданий о том, как привлечь молодежь на флот. Наибольший интерес среди всех, пожалуй, представляет работа Интертанко. Сотрудники ассоциации опросили более 1100 кадетов и выяснили, чего же не хватает молодым специалистам на современном флоте.

К главным минусам работы в море относятся тоска по дому, отсутствие связи с близкими и изолированность от внешнего мира. Особенно остро молодежь нуждается в доступе в Интернет на борту. «Онлайн-общение с семьей и друзьями, чтение новостей о том, что происходит в мире – это теперь не роскошь, а необходимость», – уверены современные кадеты. Среди прочих негативных факторов они называют пиратство и криминализацию  моряков – причем, наибольшее влияние это оказывает на восприятие будущей профессии выходцами из Китая и США.

А вот основной плюс – это по-прежнему высокий уровень заработной платы в сравнении со средним заработком на берегу. «Превосходная зарплата без уплаты налогов», – так емко оценил свой выбор один из восточноевропейских респондентов. Однако, как подчеркивают авторы исследования, деньги не могут быть единственной мотивацией к работе для молодого специалиста. К другим преимуществам кадеты отнесли возможность быстро построить карьеру и увидеть мир. Достаточно большая группа опрошенных ребят выбрала специальность в погоне за авантюризмом.

Многие идут по стопам родственников или вдохновляются примерами друзей, уже ставших моряками. Исключение составляют индийцы – для них выбор профессии все-таки определяется другими факторами.

Интересные результаты дал опрос о поиске первого рабочего места. Оказалось, что чаще других отказы получают восточноевропейские кадеты – в 40% попыток трудоустройства.  Китайцы, индийцы и филиппинцы слышат «нет» лишь в 20% случаев, а западноевропейцы – в 30%. Из общего количества респондентов 38% получили отказ только в одной компании, 18% тщетно искали работу у двух судовладельцев, 16% – у трех, 8% обращались к четверым потенциальным работодателям, а 20% не нашли работу более чем в пяти компаниях. При этом традиционными территориями-поставщиками кадетов остаются Восточная и Западная Европа (35%), Индия и Филиппины (33%), Северная и Центральная Америка (25%). Некоторые судоходные компании работают с выходцами из стран Латинской Америки и Африки – считается, что эти континенты имеют большой потенциал для поставки кадров на торговый флот в будущем, однако сталкиваются здесь с серьезными препятствиями, в частности, с недостаточным знанием курсантами английского языка.   

Еще чаще отказы в трудоустройстве получают девушки-курсантки. 41% опрошенных судовладельцев признались, что предпочитают в качестве кадетов нанимать парней, 30% вообще не допускают к работе в море представительниц прекрасного пола, и только 22% респондентов признают равенство полов на флоте. Наименьший процент девушек-кадетов зафиксирован в Индии и на Филиппинах (в совокупности 3%), а наибольший – в Западной Европе и Центральной Америке (27%). Авторы исследования подчеркивают: кадет не должен получать отказ по половому признаку.   

– Набор и удержание молодежи – это сложный многоплановый процесс, требующий особого внимания судоходных компаний, правительств и общественных объединений, – отмечают специалисты Интертанко в заключении. –  Конечно, наибольшая доля ответственности лежит на судовладельцах, которые должны понять: кадеты – это не просто дополнительная пара рук, они приходят на флот, чтобы учиться и расти в выбранной профессии.