Как судовладельцы на моряках экономят

Техническая инспекция труда Российского профсоюза моряков (РПСМ) подвела итоги работы в прошлом году.

Представители РПСМ посетили в российских портах 109 судов. Только 20 из них работают под национальным флагом, 89 ходят под удобными. И только на 15 таких теплоходах есть коллективный договор Международной федерации транспортников (МФТ). При этом многие «инофлажники» принадлежат на деле российским судовладельцам.

– Если бы они работали под национальным флагом, то на экипажи распространялись бы условия российского законодательства. Для моряков это означает дополнительную защиту социальных и трудовых прав, например, в плане выплаты страховых компенсаций или отчисления взносов в тот же Пенсионный фонд, что важно для будущей пенсии,– отмечают в РПСМ. – Отсутствие же коллективного договора на борту – это всегда тревожный знак. Это значит, что в случае чего, у моряка за спиной нет надежной защиты профсоюза, он один против всех обстоятельств.

Система удобных флагов позволяет судовладельцам нанимать дешевую рабочую силу, получать налоговые послабления или вовсе не платить налоги, а значит, сокращать издержки в первую очередь за счет снижения жизненного уровня и ухудшения условий труда моряков. Поэтому важно, чтобы суда работали по коллективному договору МФТ. Наличие соглашения на борту делает условия труда моряков прозрачными, гарантирует им защиту и поддержку МФТ по всему миру, устанавливает достойный уровень оплаты труда не ниже международных стандартов, страховое покрытие в случае потери дееспособности или смерти. В РПСМ отмечают, что коллективный договор МФТ в области заработной платы, страхования жизни и длительности контракта даже превосходит нормы, предусмотренные Кодексом по труду в морском судоходстве. А значит, защищает базовые права плавсостава еще лучше.