Капитана делает опыт

Борис Текучев, капитан танкера «Тверской бридж» ПАО «Новонип», - моряк в третьем поколении. Один дед стармех, другой моторист, отец - донкерман на «НС Конкорд», дядя - капитан. Хотя в юности у него и были крамольные мысли стать хирургом, но подвели оценки по биологии. Зато знания по математике и физике были выше всяких похвал - что и говорить, наследственность! И никуда не денешься.

На флот после успешного окончания Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова  Борис Текучев пришел в 2006 году на танкер «СКФ Саяны». Свой первый рабочий день в должности молодой четвертый помощник запомнил очень хорошо.

- Это был вполне себе рутинный день для опытного моряка, но для меня тогдашнего – одно из самых ярких впечатлений в жизни, -  вспоминает Борис Николаевич. - Мы вышли после погрузки на нефтегавани «Шесхарис» в открытое море и началась моя вахта. Ясный тихий день, видимость миль десять-двенадцать: в общем, навигационная обстановка самая благоприятная. Но в тот момент, когда я остался на мостике один, я вдруг понял, что  уже не за партой, что игрушки кончились и я стою за штурвалом стопятидесятитысячной махины. Такие мысли довольно резко меняют отношение к жизни.

На каждом этапе карьеры  Борис встречал людей, которые направляли молодого специалиста в нужное русло. На «Петродворце», когда он  работал вторым помощником, таким человеком стал капитан Михаил Анатольевич Фаршаков. Как и всякий хороший капитан, он умело «растит» специалистов для российского флота.

- Понимая, что неизбежно наступит время, и я из вторых помощников уйду в старпомы, он подбирал мне соответствующие задания, расширяя тем самым мои горизонты, - рассказывает Борис Николаевич. – Тогда для меня стали глубже открываться коммерческая сторона морского бизнеса, разграничение зон ответственности между судовладельцем и фрахтователем по доставке, погрузке, выгрузке и размещению груза.

Сейчас, когда  Борис Текучев стал капитаном, он может со знанием дела сказать: переход от должности второго помощника капитана к старшему – самый трудный. Для него это было именно так. В первый рейс старпомом он пошел в 2011 году на крупнотоннажном челночном танкере «Павел Черныш».

- Мы доставляли сырую нефть по странам юго-восточной Азии, - вспоминает он. – И почти сразу я почувствовал, насколько груз ответственности стал для меня тяжелее, чем в те дни, когда я впервые поднялся на мостик «СКФ Саяны». Да и работы прибавилось, в первую очередь, за счет документооборота. Более плотное общение с грузовыми мастерами и сюрвейерами тоже потребовало определенных навыков. Здесь я должен сказать спасибо капитану Дмитрию Анатольевичу Павлову: с его помощью я быстро втянулся в обязанности грузового помощника в организации грузовых операций.

Новая серия судов – теперь это были «Бриджи» - новый ряд полезных навыков в багаж будущего капитана.

- До этого я специализировался на линейных грузовых системах. А «Бриджи» - это специфические суда с  нестандартным расположением грузовых танков, требующие  особого  грузового плана, – вспоминает Текучев. - На «Театральный бридж» я трудился бок о бок  с  капитаном Сергеем Николаевичем Селезневым. Он самый большой мастер грузовых операций, которого я когда-либо встречал. И, тем не менее, во время погрузки он предпочитает сам находиться в ПУГО, наблюдая за ходом операции.

Еще одну фишку в профессиональный багаж капитана принесла ... дружба.  Так вышло, что на «Театральном бридже» друзьями Бориса стали стармех Николай Калмыков и второй механик Игорь Конфино.

- Во время длинных переходов они всегда заняты плановым ремонтом грузовой системы, – рассказывает он, – и лишней паре рук, конечно, всегда рады. Вот я и вызвался им помочь в свободное время. Мой «бонус» при этом превзошел мои трудозатраты: теперь за абстрактными показаниями каждого датчика в ПУГО я видел конкретный участок  трубы и даже конкретный клапан в  грузовой системе и понимал, как это работает.

Длительное время Борис Текучев работал на танкере «Торговый бридж», который возил нефтепродукты из восточной Африки в Азию. И хотя печально знаменитый пиратский регион около Сомали они задевали только  по касательной, воспоминания все равно не самые приятные.

- Всякий раз на борту чувствовалось напряжение, - рассказывает он. - Не удивительно:  вооруженная охрана на палубе, колючая проволока на леерах.  Вся охрана - бравые русские ребята, как правило, с армейским опытом. Думаю, благодаря их присутствию мы и не столкнулись ни с одним фактом подозрительной активности в отношении нашего судна.

В 2017 годуБорис Николаевич  первый раз пошел в рейс в должности капитана. Этому предшествовали стандартные  тесты и собеседования, оценка на тренажерах в  учебно-тренажерном центре «СКФ Новошип Тренинг» и даже личное собеседование в Москве с руководством -  генеральным директором ПАО «Совкомфлот» Сергеем Франком и президентом ПАО «Новошип» Юрием Цветковым. Диплом и погоны капитана Текучев получил из их рук.

На танкере «Тверской бридж» первые несколько недель его «обкатывал» добрый знакомый, капитан Сергей Селезнев. Еще один «бонус» - ему досталась слаженная высокопрофессиональная команда, что очень важно в сложном регионе плавания. Они работают как раз в таком: Малаккский пролив и Южно-Китайское море. Это основной путь, соединяющий Индийский и Тихий океаны, - самый быстро развивающийся регион на планете. Ну и трафик, как следствие, здесь совершенно сумасшедший.

- В этом рейсе я не раз вспоминал, как на собеседовании в Москве Юрий Александрович Цветков спросил, не жалею ли я, что работаю на «малышах». Конечно же, нет.  В этом рейсе мне столько раз приходилось видеть, как какой-нибудь трехсоттысячник проходит Малаккский пролив. Все от него просто шарахаются, а он спокойно продолжает идти по прямой. Однако при этом за один рейс на «малыше» в пятьдесят тысяч тонн дедвейтом можно такой навигационный опыт получить, какого на том же VLCC просто не будет за всю жизнь. Сейчас именно поэтому работа на таких судах, как «Бриджи», для меня ценнее многих других.