Карты на стол!

Картография и морская навигация неотделимы друг от друга. Прогресс в этих областях знаний неумолимо движется вперед.Еще десять лет назад электронные карты на судах присутствовали в качестве эксперимента. Сейчас электронная картографическая навигационно-информационная система (ECDIS) вытеснила традиционные бумажные.

Первые карты появились, ещё до  письменности у первобытных людей. Это были наскальные рисунки с планом деревни и ближайшей местности. В античном мире - от египтян до греков, от Вавилона до Китая- карты не имели прикладного значения. На них даже масштаб не соблюдался. Их роль, скорее, образовательная. Они давали общее представление о картине мира, а также с помощью них оттачивались математические методы зачатков геодезии и навигации.

Были и исключения из правил.  Например, египтяне поставили во главу угла точность и достоверность карты. Более того, они одни из первых ввели «легенду карты» (систему условных обозначений) и использовали надписи разных цветов. Причина такой продвинутости древних египтян очень проста: каждый год после половодья Нила нужно было заново межевать земельные наделы в прежних границах.

Но особо стоит сказать о морских картах народов Океании.Они были оченьнеобычные. Хитросплетение каких-то ракушек, веточек иверевок из прожилок пальм. Да, эти картытак жебыли сделаны не в масштабе. Но морские течения с архипелагами, время в пути, отмели, рифы и даже сезонные направления ветра – все указано предельно точно. Благодаря таким картам отважные первобытные мореплаватели на утлых каноэ, катамаранах и проа смогли колонизировать Тихий океан за две тысячи лет до того, как сюда сунулись белые люди на своих галеонах и каравеллах.  Это, на самом деле, лучшие навигационные карты древнего мира.

Стандартныебумажные карты,к которым мы привыкли, появились не так уж и давно. В общем-то, все началось в эпоху европейского Средневековья. К тому моменту вояжи, совершаемые мореплавателями,стали охватыватьвсе большие территории, навигационные условия стали разнообразнее, а объемы грузов и их цена выросли. Повысились и требования к навигационным инструментам. В первую очередь, к картам.

Средневековые mappaemundi,как и древние карты, не предназначались для ориентирования на местности.А на взгляд современника они вообще чудные. Ну, во-первых, восток наверху, там, где на наших картах север.Во-вторых, масштаб по-прежнему не соблюдался, да и пропорции настолько искаженные, что сейчас ребенок от руки нацарапает точнее.  Как в старом анекдоте, рисунок с пачки папирос «Беломорканал» был практичней с точки зрения использования в навигации, чем  mappaemundi.

Для ориентирования путешественников у средневековых людей были текстовые описания маршрутов: так называемые,итинерариии периплы (их специально делали для моряков, там присутствовало точное описание подходов к тому или иному порту).Такие, своего рода, путеводителипридумали еще во времена древнего Рима. Отсылки к итинерариям и перипламв позднем Средневековьестали появляться на mappaemundiвсе чаще и чаще, и это был первый шаг к тому, чтобы карты наконец-то стали служить навигации.

Первыми такими картами стали портуланы. Они изображали Черное и Средиземное моря, а так же часть восточной Атлантки между марокканским побережьем и Ирландией. Очертания морей и изгибы береговых линий очень точные. Так как портуланы создавались для практических целей, то и делали их не на ткани, а на самом лучшем овечьем пергаменте. Он должен был противостоять штормам и соли, с которыми моряки постоянно имели дело.

Портуланы перерисовывались из поколения в поколение от руки. Некоторые различия в изображении отдельных деталей получались за счет небрежности копировщиков. Но они все равно на тот момент  были самым новаторским инструментом навигации. Это первые морские карты, на которых появилась масштабная линейка и полноценная сетка румбов.

Обычно карты отдельных участков Средиземного моря сшивались в одну общую карту. И конечно же, неизбежно возникали некоторые неувязки. Такое случается, если изображение с поверхности шара переносить на плоскость. Но для первых авторов портуланов, живших еще в высоком Средневековье, картографическая проекция была слишком сложным абстрактным понятием из геометрии. Да и, честно сказать, необходимости в ней не было. Ведь их  карты на тот момент все равно были самыми точными и самыми лучшими.

Но, в конце концов, потребности морской навигации привели к тому, что портуланы перестали соответствовать требованиям. Взамен их появились карты современного типа. Карты  более высокой точности, со всем известной проекцией Герхардта Меркатора. Конечно, всемирноизвестный бельгийский картограф  не сам ее придумал, но значительно доработал и широко внедрил. В настоящее время равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора  применяется для составления морских навигационных и аэронавигационных карт. Это была последняя революция в картографии. Ну, пока не появились компьютеры. Они изменили все.