Когда все в одной «лодке»

Молодежный проект «Я выбираю море» реализуется ЮТО РПСМ с 2010 года. Он посвящен тем, кто только начинает свой путь в этой трудной, ответственной, романтичной и по-настоящему мужской профессии. Сегодня о своем выборе рассказывает Тимофей Любецкий, второй помощник капитана танкера Nordic Zenith.

Тимофей пришел в компанию «Колумбия Шипменеджмент» еще курсантом и с тех пор с ней не расставался. Поработать довелось на разных судах, но больше всего запомнился проворный танкер Glen дедвейтом всего в 13 тысяч тонн. Когда Тимофей впервые поднялся на его борт в Хьюстоне, капитан Кахабер Гурамович Александров спросил новенького третьего помощника: «Почему  решил стать моряком?». «Захотел  и стал», -  ответил Тимофей. «Вот это по-мужски», - рассмеялся капитан. Между прочим, поскольку шустрый Glen работал в неспокойных водах стран Гвинейского залива (Конго-Нигерия-Того), мужество здесь было важнейшим профессиональным качеством.

- На мостике у нас постоянно наготове были бронежилеты и военные каски, - вспоминает Тимофей. – А в цитадели запас провизии, воды, одеяла и аптечка. У наших механиков были даже собственные ноу-хау, благодаря которым в случае захвата судна пиратами невозможно не только перевести управление судном на себя, но и откачать груз.

Как-то раз их путь лежал в нигерийский Оно, гавань с дурной славой в районе Порт-Харкорта. Выгрузка шла 10 дней: качали масло, а это дело долгое. Кроме экипажа на борту находилось восемь человек охраны, вооруженных, в том числе, крупнокалиберным пулеметом. Возглавлял их британский отставник.  По словам Тимофея, ничто так в жизни не отрезвляло, как лекция этого военспеца.

- Он избавил наш экипаж от ненужных иллюзий – очередь из Калашникова пробивает практически любую судовую конструкцию,- рассказывает Тимофей. - Англичанин осмотрел судно - обшивку, переборки - и показал команде те места, где можно спрятаться в случае обстрела. К счастью, обошлось. Правда, однажды к причалу подкатил джип с пулеметом, вооруженные пассажиры которого явно не относились ни к полицейским, ни к охране терминала: одеты они были по гражданке. Постояли, оценили охрану на Glen, развернулись и уехали.

Работа в таких условиях требует крепких нервов и таких же дружеских связей внутри команды. Легко сказать, но как это сделать? Вот проверенный в экстремальных условиях моря рецепт с Glen:   

- По субботам, например, у нас всегда было совместное времяпрепровождение с караоке и вкусным застольем. Там все чувствовали себя одной семьей: рядовой и офицер, филиппинец, грузин и русский. Различия не так важны, когда все в одной        «лодке», - рассказывает Тимофей.  

Благодаря своим размерам, Glen мог забираться в такие дебри, в которые ни один Панамакс не пролезет. Однажды продвинулись вверх по реке Конго на 150 километров вглубь материка, в порт  Матади. Природа здесь красивейшая, сочные  джунгли, невиданные жуки величиной с кулак и… ни одного шипчандлера на сто миль вокруг. Когда пришло время пополнить провизию, операцию поручили Тимофею.

- Два черных парня были там моими телохранителями, переводчиками и  гидами, - вспоминает он. – Они представились как Димка-Полиглот и Сашка. Оба прекрасно говорили по-русски, оба закончили университет в Того, где «много-много русских профессоров». Агент нанял нам старую японскую «полуторку» - и мы поехали по местным продуктовым складам. Матади произвел довольно унылое впечатление: город почти на полмиллиона жителей, но ни одного здания выше двух этажей, ни одного застекленного окна, и дороги только грунтовые. Но провизию закупили, экипаж голодным не оставили.

 Вообще-то «бонус моряка» - возможность посмотреть заморские страны – Тимофей старается не упускать. Но приятное, конечно, приходится совмещать с полезным для общего дела.

 - Когда я работал на танкере Cape Brazilia, мы стояли в плановом ремонте в турецкой Тузле. Однажды со списком покупок поехал на их знаменитый рынок судовых деталей. У меня глаза разбежались: это не просто рынок, это целый город. Тут  можно пароход с нуля собрать, а если какой запчасти нет – заказывай, привезут на следующий день. Вот где сервис! Очень хочу еще раз побывать в ремонте, для старшего офицера это колоссальный и просто необходимый опыт.

С 2016 года Тимофей работает вторым помощникам капитана на танкере SKS Segura.  Первый рейс в новой должности – и сразу первый серьезный вызов: непривычная линейная грузовая система с паровыми турбинами. Но не зря говорится «мануалы – наше все»: у «Колумбии» все процедуры, в том числе и «Руководство по грузовым операциям», четко расписаны. И вот уже к концу рейса Любецкий проходит проверку немецкого Lloyd's без замечаний по своему заведованию.

Сейчас Тимофей работает на Nordic Zenith. Для него это знаковое судно. Именно здесь он проходил преддипломную практику, с него началась его морская карьера. А капитан Андрей Удров и старпом Роман Дьяченко – люди, которых он считает своими учителями.

 - Андрей Николаевич – человек мудрый и дальновидный, умеет все рабочие моменты на сто ходов вперед просчитать, - рассказывает он. -  А о Романе наш капитан говорит: «Можно годами работать, а второго такого знающего спеца не встретить». Он и правда, всегда может, а главное всегда готов делиться своими знаниями, подсказать и направить по любому вопросу.

 Для молодого офицера такие учителя ориентир. Потому что для него пока каждый новый рейс – это вызов. Вот в крайнем рейсе Nordic Zenith успешно прошел веттинг-инспекцию в Филадельфии.

- Американские инспектора славятся свой строгостью, - рассказывает Тимофей. - Наше судно проверял старый капитан, по виду лет семидесяти. Он тяжело поднялся по трапу и сходу стал опрашивать молодого матроса. К счастью, тот отлично говорил по-английски и чеканил, как по писаному. Он и меня гонял как школьника, когда проверял мое заведование - оборудование мостика. А под конец хитрый старикан выдал вообще настоящий блеф: рекомендованные требования к электронным картам предъявил как обязательные. Но и это не сработало. Судно прошло проверку без замечаний. Наверное, для наших опытных «морских волков» это рутина, а для меня пока что это всегда победа, и я ею горжусь.