Когда-то компасом ели?!

Из морской профессии уходит то, что веками ее символизировало. Например, парус. Под ним сейчас ходят только ради удовольствия или спортивных целей. Секстантом пользуются лишь некоторые, и только лишь из упрямства -  чтобы не терять навык. Что еще из символов морской жизни может уйти, а чему замену вряд ли когда найдут?

Для моряков магнитный компас всегда был основным навигационным инструментом. Его изобрели китайцы более тысячи лет назад. Причем, для самих китайцев он был скорее умной безделицей (как и большинство перевернувших мир изобретений, сделанных в Поднебесной).

Первые компасы представляли из себя обычную… ложку, только намагниченную и с укороченным  черенком. Причем, сторон света у китайцев было 12, и назывались они как знаки восточного гороскопа: Кабан, Крыса и так далее. Позже компас слегка усовершенствовали, и он попал сначала к арабам, а потом и к европейцам. И только здесь ему нашли настоящее применение. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, как порох  в военном деле. Благодаря ему европейские моряки смогли прокладывать путь в открытом море. Вооружившись компасом,  они оставили побережье, к которому судоходство было привязано на протяжении тысячелетий, и пустились в плавание через океан. Так стала возможна эпоха Великих географических открытий: моряки обогнули Африку, открыли обе Америки и Австралию, а Азию исследовали лучше самих ее жителей.

Сейчас, кроме магнитного, существуют несколько принципиально различных видов компасов. Например, астрономический и гирокомпас. Последний как раз и используется на судах. В наши дни в него встроен компьютер, в память которого спутниковая система навигации (GPS) вносит поправки. Но магнитный компас на современном флоте все равно держат, как и старые добрые бумажные карты, на всякий пожарный.

Вахта у джойстика

Штурвалу, можно сказать, повезло. Он стал главным символом покорителей морской стихии. Надолго ли?

На рубеже 16-17 веков торговля между странами настолько выросла, что потребовались парусники побольше. Изменилась и система управления. Раньше для маневрирования использовался колдершток, особый длинный рычаг, уходящий под палубу и соединенный с судовым рулем. Но на больших судах совладать с ним не могли даже  несколько человек. Вот поэтому в начале 17 века голландцы придумали вместо него специальное рулевое колесо с удобными рукоятками и более сложной системой приводов. Это и был штурвал.

Сам капитан за ним обычно не стоял. Для этого нанимались хорошо накачанные ребята – рулевые матросы. Гидроусилителя руля в те времена еще не было, так что  для тех, кто держал курс, это был каторжный труд.  Лишь в 19 веке для облегчения вращения стали применять специальные рулевые машины, а в 20 - гидравлические и электрические приводы.

На современных судах работа штурвала полностью автоматизирована и все больше вытесняется кнопочными устройствами и джойстиками. Так что уже в ближайшем будущем, поднявшись на капитанский мостик, штурманы не обнаружат там привычного и хорошо всем знакомого рулевого колеса с характерными рукоятками.

Изобрести якорь заново

Антропологи выяснили, что татуировка в виде якоря - одна из самых любимых у моряков всех времен и народов.  И дело не только в его символичности. Статистика аварий на море говорит, что якорь очень часто оказывался последним средством спасения людей, судна и груза. Но главное все-таки в том, что якорь уже несколько тысячелетий является неотъемлемой принадлежностью каждого корабля. И, в отличие от магнитного компаса и штурвала, замены ему не будет еще много-много лет. Более того с каждым годом он становится все сложнее и совершеннее.

В древности якорем была здоровенная каменная плита. Однако такой якорь был не самым надежным  и не мог удержать тяжелый корабль в шторм. Ведь ему нечем было зацепиться за дно. Тогда античные мореходы изготовили деревянный якорь в виде крючка. Но и такой однорогий якорь цеплять за дно было проблематично. Поэтому на каждом корабле был специальный матрос - якорный ныряльщик. Если в шторм судно начинало сносить, ныряльщик прыгал за борт и старался воткнуть якорь рогом в грунт. В якорные ныряльщики отбирали самых выносливых и сильных.

Якоря, близкие к современному, появились в начале нашей эры у китайцев и римлян.  С тех пор технология его изготовления постоянно совершенствовалась, а разновидностей становилось все больше. На сегодняшний день их уже несколько десятков.  Да что там говорить:  число выданных на усовершенствование якоря патентов и авторских свидетельств на сегодняшний день превысило 5 000! И если считать, что люди занимаются судоходством примерно пять тысяч лет, получается, что в среднем новую конструкцию якоря они изобретают раз в год.