Кому право, а кому – обязанность…

20 августа «Билль о правах моряков» (так называют Сводную конвенцию «О труде в морском судоходстве») вступил в законную силу. И моряки уже предприняли первые попытки реализовать свои права, гарантированные этим международным документом. Успешно ли? 

Лакмусовая бумага

Первая жалоба в администрацию российского порта Находка на задержку по выплате заработной платы поступила аккурат в день вступления конвенции в силу. Шестерым членам экипажа теплохода «Wizard» судовладелец задолжал 15 тысяч долларов. Моряки надеялись на быстрое решение проблемы – новая конвенция требует, чтобы зарплата выплачивалась вовремя. И наказание вполне серьезное, вплоть до запрета на выход судна в рейс. В администрации порта ограничились предписанием устранить нарушение в течение месяца. Так история с теплоходом «Wizard» стала своеобразной «лакмусовой бумагой» реализации положений конвенции на деле.

Тема готовности стран к исполнению на практике требований MLC звучала и на недавнем саммите морских профсоюзов Азиатско-Тихоокеанского региона, прошедшем под совместным председательством Всеяпонского и Российского профсоюзов моряков. «Мама Сводной конвенции» Клеопатра Думбия-Генри, директор департамента международных трудовых стандартов Международной организации труда (МОТ), отметила, что настоящая работа по MLC только начинается. Теперь важно добиться того, чтобы страны действительно уважали и выполняли ее требования.

О чем говорят моряки

Большую часть моряков конвенция, как ни странно, застала практически врасплох, в рейсе. Как будто и не давался правительствам и судовладельцам на подготовку к этому эпохальному событию целый год. На просторах Всемирной паутины моряки с пристрастием расспрашивают друг друга, как проходит аудит, на что обращают внимание инспекторы. Для одних такая процедура обязательной сертификации на соответствие требованиям международной конвенции – просто формальность, а другие получают целый ряд замечаний.

– Многое зависит от инспектора, – рассказывает пользователь Корсар из Новороссийска. – Прямо 20-го успешно прошли аудит MLC в Испании. Получили бумагу, которую подшили в папку судовых документов. В общем, ничего революционного.

А вот отзыв другого участника морского Интернет-сообщества под ником Lazydog: «Инспекция длилась почти 10 часов. Были пересмотрены судовые документы, особенно тщательно – документы моряков. Интервью с членами экипажа длились почти 4 часа (19 человек, по одному), затем был поверхностный обход судна – каюты, палуба, спасательное и пожарное оборудование, машина, камбуз, госпиталь».

Этим индивидуальным собеседованиям инспекторы уделяют большое внимание. «Вопросы самые различные, – рассказывает пользователь Сударь из Санкт-Петербурга. – Не заставляют ли «топы» фальсифицировать время работы и отдыха, нет ли со стороны офицеров рукоприкладства, какова общая атмосфера в экипаже, работает ли кондиционер, системы обогрева, водоснабжения и унитазы».

Понятно, что MLC только начинает свое шествие по миру, и без ухабов на этом пути, естественно, не обойтись. Например, моряки высказывают сомнения относительно правильности действующего в России алгоритма применения конвенции. «Вот финны сначала изменили свое законодательство под конвенцию, а затем ратифицировали. А россияне сначала ратифицировали MLC, а уж потом, спустя 3 месяца, стали думать, что делать с национальным законодательством», – делится мнением пользователь крупнейшего морского форума «Мореход» под ником Masterkey.

Что же касается истории с «Wizard», то конфликт все-таки был благополучно разрешен: судовладелец начал возвращать долги морякам. Пусть все еще в ручном режиме и благодаря вмешательству РПСМ.