Конвенция MLC-2006: в знании сила

В новороссийском порту инспекторы Российского профсоюза моряков (РПСМ) и Международной федерации транспортников (МФТ) продолжают проверять условия труда экипажей в рамках черноморской кампании против удобных флагов.

Первым теплоходом, попавшим в поле зрение участников акции МФТ, стал танкер Khankendy под флагом Мальты. Работают на нем россияне, украинцы и азербайджанцы. Сроки выплаты и уровень зарплаты, оплата переработок, качество медицинского обслуживания, питания, страхование  – все это и многое другое гарантировано морякам и сертификатом соответствия требованиям Сводной конвенции «О труде в морском судоходстве» (MLC-2006), и коллективным договором РПСМ.

На турецком сухогрузе ORUC G (флаг Панамы) коллективного договора хоть и не оказалось, зато в доступном месте на борту сертификат и декларация на соответствие условиям труда моряков требованиям MLC-2006. Более того – дважды в месяц под руководством старпома для членов экипажа проводятся тренинги, целью которых является распространение знаний о силе Сводной конвенции. Порядок на борту и во всем остальном: так, матрос первого класса ежемесячно получает 1350 долларов, а по окончании контракта, за шестой месяц, компания выплачивает ему двойную зарплату. Кроме того, судовладелец добросовестно оплачивает команде все дополнительные работы, что подтверждается соответствующими документами.   

Условия работы моряков на сухогрузе Guzide S под турецким флагом так же приближены к международным стандартам MLC-2006.  И хотя Турция до сих пор не ратифицировала этот «четвертый столп международного морского законодательства», что фактически дает судовладельцу право не соблюдать требования конвенции, экипаж Guzide S своим работодателем не обижен и работой доволен. Несмотря на то, что заработок моряков уступает уровню оплаты труда их сограждан на соседнем ORUC G – например, тот же матрос первого класса получает здесь уже 1000 долларов в месяц, – разница компенсируется медицинской страховкой, пенсионными отчислениями и другими благами национального флага. Да и повышение зарплаты, возможно, не за горами: инспекторы передали судовладельцу нотис о заключении коллективного договора от турецких коллег.

– На Черном море порядка 30% судов работают на условиях коллективных договоров международного стандарта, – поясняет инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина. – У региона есть свои особенности: низкие фрахтовые ставки, через каждые 5-6 дней заходы в порты, где взимаются портовые сборы.  Определенную роль играет, конечно, и экономическая ситуация в черноморских странах. По этим и многим другим причинам заработная плата в этом районе плавания, в среднем, гораздо меньше, чем того предписывает стандартный договор МФТ.  Поэтому и был разработан новый договор со ставками, приемлемыми для моряков и посильными для судовладельцев.

Отметим, что РПСМ стал первым профсоюзом, заключившим такой договор для судов на Черном море.