Контракты и контрасты Антона Тихоненко

Антона Тихоненко, третьего механика танкера «Памир» СКФ Новошип, вполне можно считать представителем пароходской династии морских инженеров. Здесь работал его отец, а сейчас кроме него работает еще и брат Максим – он второй механик на танкере «Георгий Маслов». Так что Антон точно знает, что не учебники делают механика хорошим, а опыт и ответственность.

В свой первый контракт в должности четвёртого механика Антон Тихоненко пошёл на танкер «Владимир Коккинаки». Машинная команда встретила новичка с подозрительно сочувственной улыбкой. Оказалось, сомнения возникли не зря. Это был последний рейс «Коккинаки» в составе флота компании, его готовили на продажу: шутка ли, танкеру больше двадцати лет.

- Но и кроме предпродажной подготовки работы был вал, и вся -  в моем заведовании. По крайней мере, мне так казалось, - вспоминает Антон.  -  Котлы текли, водонагревательные трубки лопались.  За весь рейс я ни разу на берег не вышел. А если свободная минутка и выпадала, нужно было просто выспаться. И все-таки это была прекрасная школа. Такие пароходы как раз нужны, чтобы пройти проверку боем на профпригодность. И приобрести тот самый бесценный профессиональный и жизненный опыт.

Следующий контракт по сравнению с предыдущим - как контрастный душ. Антона направили на приёмку танкера NS Point на корейской судоверфи SLS Shipbuilding. Вот тут ему уже удалось и на мир взглянуть, и на то, как живут другие люди и другие страны. В тот контракт Антон увидел почти всю  юго-восточную Азию с её фирменной экзотикой: Корея, Китай, Япония, Индонезия. Оказывается, в Малайзии прямо на портовом терминале работают кафе и магазины с сувенирами, и даже парковая зона с прудом есть, а в нем декоративные караси плещутся.

- Корейцы загляденье как работают, - вспоминает он. – Меня просто поражал такой повседневный фокус, который они на своей верфи проделывают. Утром смотришь: на стапелях стоит голый каркас будущего судна. Потом  они как муравьи набрасываются на него, целый день работа кипит, а вечером – хоп! - стоит уже готовый корпус. А уж каким чудом техники после «Владимира Коккинаки» мне показался наш новенький NS Point! Все механизмы компактные, кругом автоматика, всё управляется с компьютера. Новошиповской программе обновления судов просто «Ура!». Это был наглядный урок современного высокотехнологичного судоходства.

Но, как оказалось, «сырой» пароход – это тоже не пряник. Даже за работой «волшебных» корейцев нужен глаз да глаз.

- Помню, как нашли плохо установленный температурный датчик топливного танка, - рассказывает Тихоненко - Вроде мелочь, а не доглядели бы – после первой же бункеровки машинное отделение мазутом бы залило. В общем, весь рейс мы присматривались к технике, а она к нам. 

А вот следующий танкер -  «Памир» - стал для Антона уже практически родным. Он пришёл на него в 2009 году, с тех пор так и работает. Здесь он стал третьим механиком, здесь же в полной мере ощутил, что машинная команда называется командой не просто так. Совладать с инженерной стихией сложных судовых механизмов, каждый из которых живет своей собственной непростой жизнью, можно только сообща.

- Уважаю нашего электромеханика Дмитрия Карасёва и его сменщика Андрея Паутова, - рассказывает Антон Тихоненко. - Оба - повелители электричества. Вся наша хитрая автоматика  на них, но они смогли её приручить. Наши вторые механики  Павел Земцов и Роман Резванов – это основные мои учителя. Их заведование - главный двигатель, а мое – дизельгенераторы. Так вот, они не только позволяют мне, забегая вперед, учиться у них многому, но и щедро делятся своим опытом успешных третьих инженеров. Но самый ценный ресурс – это, конечно, мастерство и интуиция наших стармехов, Сергея Александровича Крюкова и Василия Юрьевича Дьячкова. А еще меня всегда поражало их терпение.  Бывает, перестрахуешься, вызовешь их по какой-нибудь, как потом выяснится, мелочи, а они даже не сердятся, понимают.

Впрочем, то, что на флоте при ответственном отношении к делу мелочей быть не может, Антон уже тоже понял.

Когда много месяцев находишься в замкнутом пространстве, судно и правда становится для тебя домом. Молодые иногда в сетевом режиме  играют в Call of Duty, а когда компьютер приедается, отдают должное настольным играм. В приоритете – те, которые голову поломать заставят. Судовой спортзал тоже далеко не на последнем месте. А ведь еще и рыбалка есть.

- Мне раньше приходилось рыбачить только с  берега, но океанская рыбалка – совсем другой драйв, - говорит Антон. - А у нас в экипаже полно мотористов и матросов, у которых есть чему поучиться.

 Антон Тихоненко уже давно для себя решил, что профессия моряка, как и любая другая, имеет массу плюсов и минусов. Конечно, долгую разлуку с семьей и друзьями всякий моряк назовёт главной проблемой. Но с другой стороны, именно работа в море позволяет создать человеческие условия для своих близких. Купить квартиру, не залезая в долги, планировать  детей и будущее для них, да, в конце концов, просто позволить себе комфортный отдых. Ради этого стоит постараться.