Контракт на рабский труд?

Хитрого судовладельца заставили выплатить морякам 11 тысяч долларов долгов по заработной плате. Таков итог совместной работы в Ейске специалистов Российского профсоюза моряков и Международной федерации транспортников.

Балкер Vornaks украинской компании Multistar Chartering LTD в Ейске ждали. Встречали, правда, не с оркестром, но тоже громко – с тотальной проверкой. А как иначе, если еще на переходе экипаж направил сигнал с просьбой о помощи инспектору МФТ в Новороссийске Ольге Ананьиной. Ольга подключила к проверке Ейскую городскую организацию ЮТО РПСМ. Так в середине августа, когда балкер встал под погрузку у причалов Ейского морского торгового порта, и случился его «звездный час».

Что же случилось на борту? Этот вопрос выяснял заместитель председателя ЕГТО ЮТО РПСМ Николай Кенебас. Как оказалось, последний раз зарплату команда Vornaks видела в мае. Причем работодатель, компания Multistar Chartering LTD, искренне удивился таким странным претензиям со стороны плавсостава. Похоже, он искренне считает, что для моряка два месяца без денег – это вполне по-божески: бывает ведь, что и вообще не платят.

У моряков другое мнение, особенно у тех, кто пашет в  «машине». «Судну в этом году сорок один год, - в один голос ругаются и мотористы, и механики. - Представляете, каких усилий нам стоит держать его в мореходном состоянии? Да у нас из-за этого авралы по четыре раза в сутки! И все это за бесплатно?!».

- Прежде ни сухогруз Vornaks, ни его украинский владелец – компания Multistar Chartering LTD - в мое поле зрения не попадали, - рассказывает инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина. - Я стала наводить справки и выяснила: репутация и у судна, и у хозяина еще та.

Судите сами: ещё три месяца назад балкер, известный нам как Vornaks, назывался Aleksa, а до этого он был и  «Волго-Балтом 161», и «Чероки», и «Дакотой», и снова «Чероки». Такой флотский Григорий (он же Гога, он же Жора и т.д.). Частая смена имен у судна уже сама по себе подозрительна. Но тут выяснилось, что не менее запутана и история с флагом. Предыдущим государством флага были  Коморские острова. Однако техническое состояние Vornaks (он же «Волго-Балт», он же «Чероки», он же «Дакота») не соответствовало требованиям администрации флага, поэтому в Multistar Chartering LTD предпочли не столь разборчивый флаг Камбоджи. Оно и понятно: сменить стяг намного проще, а главное дешевле, чем привести в порядок более чем сорокалетнее «корыто».

Еще интереснее оказались контракты моряков.

                - Там прямо написано: компания обещает оплатить  их работу… после списания, -  рассказывает Ольга Ананьина. - Стоит ли говорить, что едва сойдя с борта, моряки тут же теряют всякие шансы хоть что-то получить. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по всему черноморскому региону, как выяснилось, найдется немало бывших работников Multistar Chartering LTD, которые безуспешно ждут своих кровных по полгода и больше. Конечно же, такие условия и труда моряков, и его оплаты прямо противоречат Сводной конвенции о труде в морском судоходстве, которую справедливо называют «Биллем о правах моряков». 20 августа она вступила в силу – и любая из этих претензий экипажа может привести к аресту судна

В общем, скандал моряки учинили справедливо. Но - очень осмотрительно. Недовольны действиями работодателя на словах были все, а вот подать свою жалобу письменно решились только шестеро. Все они пожелали списаться с Vornaks, получить расчет и репатриироваться, как и положено по закону, за счет работодателя. Остальная команда с верой в доброго и честного «барина» осталась на судне.

В результате пяти дней напряженных переговоров между профсоюзом, который представлял интересы моряков, и менеджерами нечистой на руку компании Multistar Chartering LTD присвоить труд моряков ей все-таки не позволили. Они получили свои кровные и были отправлены домой.

Крик о помощи с балкера Vornaks - не исключение из правил: субстандартное судоходство в черноморском регионе – это распространенная позорная практика. Именно к таким судам, не соответствующим никаким конвенциям, относится и Vornaks. Чтобы вернуть судоходство в регионе в рамки мировых стандартов, МФТ год назад развернула здесь кампанию Black Sea of Shame («Черное море позора»).

- Для моряков субстандартное судоходство  означает только одно - они работают в адских условия, за мизерную зарплату, которую не получают, а выбивают. И то, если повезет, - говорит инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина.