Крюинг ответит за все

Ответственность при найме моряков на судно под «удобным флагом», в том числе и материальная, возросла. Правительство РФ приняло постановление «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

С января этого года:

крюинги не вправе препятствовать морякам в получении рабочих мест, на которые они имеют право в соответствии со своей квалификацией;

крюинги не должны прямо или косвенно брать с моряков оплату комиссионных за трудоустройство или иных издержек, кроме расходов, связанных с получением удостоверения личности моряка/мореходной книжки, прохождением медицинского осмотра и т.п.;

перед приёмом на работу крюинги обязаны проинформировать моряков об их правах и обязанностях, указанных в трудовых договорах, а также ознакомить с их содержанием перед подписанием. Также моряку обязаны передать его экземпляр подписанного трудового договора;

трудоустройство моряков осуществляется с учетом необходимой квалификации, которая подтверждается документами, выданными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

крюинги обеспечивают соответствие трудовых договоров действующему законодательству государства флага судна, а также положениям коллективного договора (при его наличии) между судовладельцем и профсоюзом моряков;

важное условие – согласно современным лицензионным требованиям, крюинг должен удостовериться в том, что судовладелец обладает средствами для обеспечения защиты моряков от опасности оказаться без средств к существованию в иностранном порту;

отныне крюинг, в соответствии с законодательством Российской Федерации, рассматривает жалобы в отношении своей деятельности и принимает по ним меры, а также информирует лицензирующий орган обо всех неурегулированных спорах;

крюинг выплачивает морякам компенсацию денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения лицензиатом своих обязательств перед моряками, посредством заключения лицензиатом договора страхования либо обеспечения исполнения обязательств способом, предусмотренным главой 23 Гражданского кодекса Российской Федерации;

последнее и, возможно, самое важное условие, о котором крюинги должны знать – компенсация морякам денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения судовладельцем своих обязательств перед моряками, в соответствии с трудовым договором. При этом способ и размер компенсации морякам денежного ущерба устанавливаются лицензиатом по согласованию с судовладельцем, на суда которого осуществляется трудоустройство моряков.

Таким образом, ответственность за найм, в том числе и материальная, возросла. Интересен в этом плане опыт филиппинского крюингового сообщества. Там моряки стараются трудоустраиваться через агентства, которые входят в ассоциацию  Philippines Overseas Employment Administration (POEA) министерства труда и занятости Филиппин. То есть за наймом моряков стоит государство. POEA оказывает большое влияние на морскую индустрию, его решения затрагивают вопросы страхования, занятости, заработной платы и образования филиппинских моряков, составляющих около 40 процентов от общего числа моряков мира.

При найме филиппинцам выдают перечень документов, которые они должны заполнить на борту судна в случае возникновения у них каких-либо проблем. По прибытии домой они относят эти документы в крюинг, а сами уходят в новый рейс. И уже агентство при поддержке государства занимается его делами. Конечно, там есть свои нюансы: и контракт не такой подробный, как у нас, и ставки ниже, при этом 80% своего заработка моряк перечисляет в филиппинский банк, где валюта конвертируется в песо и переводится на его счёт. Экипажи морских судов приносят немалые доходы в бюджет, они обязаны платить налоги. Но зато уровень защиты плавсостава гораздо выше.

Все крюинговые агентства на Филиппинах давно имеют минимальный гарантийный депозит,  который недавно по требованию POEA был увеличен в пять раз - до 100 тысяч долларов США. POEA рекомендует, чтобы компенсация за полную нетрудоспособность моряка составляла 60 тысяч долларов. Если гарантийный депозит не пополняется, «manning agent» переводится в режим ожидания и не может работать. А его залог будет под арестом до тех пор, пока вся сумма не будет выплачена моряку. Это позволяет моряку и агенту быстро уладить спорные дела.