Кто ловит рыбку в мутной воде?

В мае 2013 года Международная федерация транспортников начала кампанию «Черное море позора». Ее цель - привлечение внимания общественности к методам ведения судоходного бизнеса в нашем регионе и тем условиям, в которых приходится работать морякам. В поддержку этой кампании «Профсоюзная морская газета» - информационный вестник Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков – реализует собственный Черноморский проект. Он называется «ТЕМНАЯ СТОРОНА ЧЕРНОГО МОРЯ». Своей точкой зрения на проблему делятся моряки и представители морских профсоюзов, живущие в разных причерноморских странах. Их объединяет одно: никто не хочет больше мириться с существующим положением вещей.
Продолжение. Начало в материале «ТЕМНАЯ СТОРОНА ЧЕРНОГО МОРЯ» от 31 октября 2014 г.

 Черное море, в силу ряда объективных причин, специфический с точки зрения коммерческого судоходства регион. К такому выводу пришли эксперты в первой части нашего проекта. Работа на коротком плече, частые заходы в порт, где взимаются портовые сборы: все это составляет определенную нагрузку на бизнес. Однако есть и причины субъективные. Одна из них в том, что костяк флота, две трети – это каботажные суда, суда речного типа, изношенные до едва ли не полной потери мореходности, которые вопреки всем конвенциям бороздят морские просторы вдоль и поперек. Субстандартный флот и стал основной причиной превращения Черного моря в «море позора». 

Почему же именно такой флот так востребован в нашем регионе? Международная федерация транспортников, инициировавшая создание документальной ленты «Темная сторона Черного моря: морское судоходство на субстандартных судах», в течение года исследовала этот вопрос. Создатели фильма задавали его всем своим героям. Общее мнение экспертов: компании, которые в погоне за прибылью и низким фрахтом оперируют субстандартными судами в регионе, сами являются субстандартными.

A. Sinan Unly, адвокат турецкого профсоюза DAD-DER:

- Чаще всего это оффшорные организации, учрежденные на островных государствах Тихого океана и Карибского бассейна. Фактически они существуют только в офисной папке бухгалтера.

Кэти Хиггинботтон, координатор Черноморского проекта МФТ:

- Крюинговые компании, компании - менеджеры, различные операторы и другие элементы многослойной структуры владения судами создали целую систему ухода от ответственности. Что делать, если что-то пойдет не так (а в этом регионе очень часто что-то идет не так)? К кому обращаться? В крюинговую компанию, к оператору, к менеджеру? Чей флаг? Камбоджа. К кому обращаться в Камбодже, чтобы привлечь владельца судна к ответственности? Такая многослойная структура создает благоприятную атмосферу безнаказанности для работодателей.

В итоге моряки из различных стран черноморского региона работают в плачевных условиях ради того, чтобы прокормить свои семьи. Кто-то снимает сливки, а им достается вся горечь ситуации: труд на судах, где задерживают или вообще не платят зарплату, где пренебрежение правилами безопасности стало нормальным явлением. Порой их бросают на произвол судьбы в чужой стране без гроша, без горючего и провианта, и они месяцами пытаются просто остаться в живых. Удается не всем. В довершении всего этого, не имея иного выхода, моряки вынуждены платить «левым» крюинговым агентствам, чтобы найти даже такую работу.

Merab Chijavadze, инспектор МФТ (Грузия):

- Основной проблемой моряков в Грузии является трудоустройство на судно. Другой проблемой является множество субстандартных крюинговых компаний, направляющих моряков на работу в Турцию, Украину или в Россию без контракта, без страховки. Конечно, их массово обманывают. Это основная проблема нашего чрезвычайно специфичного черноморского региона. 

Вот характерный телефонный диалог моряков с отделом кадров своей судоходной компании, состоявшийся по просьбе профсоюза: 

- Мы приехали в ваш офис, но его не оказалось на прежнем месте. 

- Нет, мы больше не там. 

- А где вы сейчас? 

– Мы в другом месте. 

– Можете сказать адрес? Мы хотим приехать.

- Мы уже в другом здании. Будем держать связь по телефону. 

– Просто дайте адрес, мы вместе приедем. Хотелось бы встретиться. Алло? Алло? (Бросили трубку).

 

А вот взгляд на работу таких субстандартных судоходных компаний изнутри.

Работник отдела кадров одной из турецких судоходных компаний на условиях анонимности рассказывает:

- Я лично был свидетелем составления сотен липовых актов, позволяющих не выплачивать зарплату более чем ста работникам, с которыми я каждый день общался в силу своих обязанностей. Они ведут себя с людьми не как судоходная компания, а, скорее, как мафия. С 2008 года около сотни моряков так и не получили зарплату, а ведь у всех семьи, дети. Однажды экипаж обманным путем заставили подписать долговые расписки на 10 тысяч турецких лир каждая. Потом эти документы использовались для угроз. Если по истечении контракта (на судах под турецким флагом это восемь месяцев) люди приходили за деньгами, судовладельцы размахивали этими липовыми расписками, угрожая: «Мы тебя уничтожим, на твой дом будет наложен арест». Если кто-то продолжал настаивать, появлялись четыре человека с оружием. Судовладельцы также имели оружие. Они носили свои пистолеты заткнутыми за пояс, чтобы все видели. Иногда они выкладывали их на стол, когда к ним приходили и просили выплатить зарплату.

В подобной атмосфере безнаказанности для субстандартных работодателей создается и российская практика.

Ольга Ананьина, инспектор МФТ в Новороссийске:

- В нашем регионе есть компании, для которых запугивание моряков – обычное дело. Так было в конце сентября на сухогрузе Sigma, оператор Intresco LTD. Два месяца украинской команде не платили зарплату. Я приехала с проверкой и выяснила: на судне ведется двойная бухгалтерия. В контрактах все красиво, зарплата соответствует ставкам МФТ, а в платежной ведомости у всех суммы в два раза ниже. Начинаю переговоры с Intresco LTD и тут узнаю: судовладелец за моей спиной грозит морякам занесением в «черные списки» и судебным преследованием их семей. Такие ситуации не единичны. Совсем недавно в Ростове-на-Дону был случай с теплоходом Tase. Российский судовладелец приехал на судно с вооруженной охраной, которая угрожала физической расправой украинскому экипажу. Иногда доходит до крайностей. Нашумевший случай произошел три года назад в Керчи: экипаж Enigmagas, 11 человек, в прямом смысле слова вышвырнули с судна всего-навсего за требование выплатить многомесячную задолженность по заработной плате. На борт поднялись «добры молодцы», выбросили на берег личные вещи моряков, а потом выволокли за проходную и их самих. При этом человек, представившийся юристом судовладельца, сообщил, что вопросы с пограничниками и милицией он уже «порешал».

Международная федерация транспортников, в течение года досконально исследовав этот вопрос, перешла к решительным действиям. Впервые в рамках проекта «Черное море позора» она стала формировать и публиковать список работодателей, прославившихся своим пренебрежительным отношением к тем, кто, по сути, зарабатывает для них деньги. Он был сформирован по результатам жалоб моряков, а также проверок морских профсоюзов региона, Парижского и Черноморского меморандумов.

Шаг первый - «черные» списки обнародовать. Шаг второй – каждое заходящее в порт судно этих компаний инспектора МФТ в регионе будут посещать с проверками и информировать администрации государств флага об их итогах.

Первыми «засветились» Kent Shipping и MD Shipping. Kent Shipping (также известная как Saluta Shipping Ltd или SailTrade) – российская компания. Здесь считается абсолютно нормальным не платить зарплату на протяжении рейса, который может длиться до девяти месяцев. А затем списывать моряков с гарантийными письмами на руках либо недостоверными подтверждениями о якобы произведенных выплатах. Причем, свои гарантийные письма компания запросто может проигнорировать. Кроме того, моряки часто сообщают в МФТ и национальные профсоюзы о поступающих в их адрес угрозах: если они откажутся добровольно покинуть борт судна без денег, снимать с теплохода их будет полиция. У украинской «MD Shipping» свои методы работы. Судовладелец платит нищенскую заработную плату - например, матрос 1 класса довольствуется 450 долларами, из которых 50 – «щедрый бонус» от работодателя, который, по сути, можно и не платить. Зато создана целая система штрафов за различные нарушения, а списание на берег с пустыми карманами давно переросло в привычку.

Ольга Ананьина, инспектор МФТ в Новороссийске:

- В последние месяцы я трачу на эти две компании практически все свое время. Только с начала осени ко мне обратились экипажи пяти судов, принадлежащих Kent и MD Shipping. За это время удалось вернуть морякам более 80 тысячи долларов заработной платы, присвоенной их работодателем.
Полный перечень судов, попавших под санкции, можно посмотреть на сайте Российского профсоюза моряков.