Кто получит «черную метку»?

За первые 8 месяцев 2017 года около 400 моряков оказались брошенными по всему миру на произвол судьбы без денег, продуктов на борту судна и возможности репатриироваться. Поскорее покончить с этой постыдной практикой призвал администрации портов и государств флагов Генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО) Китак Лим. А семь ведущих крюинговых компаний мира заявили, что не будут сотрудничать с судовладельцами, на чьей совести есть брошенные экипажи.

– Независимо от причин, по которым компании бросают свои экипажи в чужих портах, эта гуманитарная проблема отравляет жизни всех, кто с ней связан, и оказывает крайне негативное воздействие не только на моряков, но и на их семьи. Мы должны покончить с этим, – заявил Китак Лим.

Самым главным шагом в этом направлении стало принятие поправок к Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС), закрепляющих финансовую ответственность судовладельца за репатриацию моряков. База данных, в которой регистрируются случаи оставления экипажей и вся относящаяся к ним информация, уже создана и ведется. Это «черная метка» для всех, чья совесть нечиста. Теперь их «подвиги» фиксируются и доступны всему отраслевому сообществу.

Со своей стороны семь крупнейших крюингов - V.Group, Anglo-Eastern Univan, Wallem Group, Bernhard Schulte Shipmanagement, Columbia & Marlow, Fleet Management и Thome Group - в ходе Лондонской международной недели судоходства обязались не вести бизнес с любыми судоходными компаниями, которые бросали свои суда в трудных ситуациях. Эти семь менеджментов трудоустраивают более 120 000 моряков по всему миру.

- Когда кризис в судоходстве достиг своего пика, многие работодатели посчитали нецелесообразным тратить средства на экипажи и бросили их на произвол судьбы, – говорит генеральный директор Anglo-Eastern Univan Бьорн Хойгаард. – Это настоящий позор для отрасли. Команды 37 судов по всему миру без еды и воды вынуждены месяцами ждать, пока юристы и кредиторы пытаются разрешить финансовые вопросы.

Бьорн Хойгаард подчеркнул, что частично проблема брошенных экипажей связана с международными властями: «Многие флаги и юрисдикции государств порта в угоду обеспечения требований перевозчика не ускоряют процесс банкротства. Если бы система работала на то, чтобы как можно скорее ликвидировать этот актив, экипажи смогли бы получить деньги и репатриироваться».

Моряки в этой ситуации оказываются заложниками чужих бизнес-интересов. Именно поэтому они нуждаются в особой защите: работая по всему миру, они вынуждены иметь дело с  юрисдикциями разных стран и конвенциями различных международных организаций. Государства флага, имея для этого все возможности, могли бы способствовать в борьбе против оставления моряков. Но должного внимания этому вопросу они пока не уделяют. Это отмечают и в Российском профсоюзе моряков. Уже полгода в странах, ратифицировавших КТМС, действуют требования, по которым на борту судов обязательно должны быть свидетельства, подтверждающие финансовое обеспечение обязательств судовладельца по репатриации и выплате компенсаций морякам, пострадавшим от несчастных случаев. Однако конкретная сумма этих гарантий международными нормами не обозначена. Вот и получается, что свидетельства есть, а репатриации нет. Отраслевые эксперты сходятся во мнении: сумма финансовых гарантий по репатриации и механизм практического применения должны быть установлены на национальном уровне в форме закона, а также подзаконного межведомственного акта.

– А пока их нет, мы рекомендуем ещё при найме уточнять у работодателя наличие самой страховки, а также размер и условия компенсационных выплат, – говорят в РПСМ.