Легенду создают здесь и сейчас

В начале июня новороссийской таможней был проведен контроль трубоукладчика Pioneering spirit под флагом Мальты, прибывшего из Роттердама (Нидерланды) для обеспечения проекта «Турецкий поток». Самое большое в мире грузовое судно было построено всего год назад, а сейчас оно участвует у берегов Анапы в реализации одного из самых амбициозных проектов "Газпрома". Конечно, это стало для морского города безусловной сенсацией! Жители и гости Черноморского побережья ловили исторический момент и с удовольствием фотографировались на фоне суперсудна. Чем же оно занимается и с какой целью создавалось?

В начале шестидесятых годов двадцатого века нефтяные корпорации массово  устремились в море. На месторождениях в Мексиканском заливе и Северном море как грибы после дождя стали появляться нефтяные платформы. Тогда мало кто задумывался над тем, что делать с этими искусственными островами, когда запасы нефти начнут иссякать.

Но, в конце концов, это время настало. Уже к концу девяностых Северное море стали называть «кладбищем платформ»: выработанные или нерентабельные скважины цементировали, а посреди моря оставались торчать ржавые острова брошенных буровых. Те, кто работал в Северном море, прекрасно знают, что они мешают судоходству и рыбной ловле, а самое главное, наносят вред окружающей среде.

В 1998 году экологи пролоббировали в Еврокомиссии подписание конвенции  OSPAR по защите морской среды в северо-восточной Атлантике. С этого момента все платформы массой до 10 тысяч тонн в обязательном порядке подлежали демонтажу и вывозу на сушу. Но существующие на тот момент системы демонтажа были слишком дорогими, так что нефтяные магнаты постоянно пытались эти правила обойти. В 2014 году цены на нефть упали, и число нерентабельных и уже оставленных  платформ только в Северном море дошло до нескольких сотен. Игнорировать проблему дальше стало нельзя.

Вот тут весьма кстати и появился Pioneering spirit  - самое большое в мире грузовое судно. Его создала компания Allseas Group. Это международный подрядчик, специализирующийся на подводном строительстве и трубоукладке, а также подъеме с глубины тяжелых грузов. С самого своего возникновения в 1985 году компания бралась за выполнение самых крупных и дорогостоящих  проектов – благо, сеть собственных проектно-конструкторских бюро по всему миру могла предложить лучшие инженерные решения, а собственный флот из уникальных судов позволял воплотить их в жизнь.

                От первоначальной идеи до окончательной реализации прошло более двадцати лет.  Pioneering spirit казался слишком грандиозным проектом даже для такой амбициозной компании. Только представьте – судно водоизмещением 900 000 тонн! Сначала задумали сделать катамаран-трубоукладчик из двух отдельных супертанкеров. Позднее идея претерпела множество изменений. Дизайн по-прежнему остался  U-образным, хотя слова «катамаран» в Allseas Group старались избегать: все-таки, язык не поворачивается громадину за три миллиарда долларов называть катамараном.

Allseas были вынуждены неоднократно переносить  графики проектирования и строительства, тем более, что закладка судна на верфях Daewoo в Южной Корее проходила в самый разгар мирового финансового кризиса.  Но игра стоила свеч.  Построенное судно стало самым большим из всех существующих грузовых. Его длина - 382 метра, ширина – 124, высота - 30 метров. А какая начинка! На нее не поскупились: восемь дизельгенератов от немецкой компании  MAN, двенадцать  движетелей-азиподов от Rolls-Royce. Судно рассчитано на экипаж и техперсонал из пятисот человек. А самое главное, при демонтаже нефтяной платформы ее надстройка и буровая вышка могут устанавливаются на палубе Pioneering spirit… целиком.

 

После серии пробных установок и снятий буровой платформы в условиях Северного моря самое большое в мире грузовое судна судно ушло к месту выполнения настоящего заказа. Первыми клиентами стали норвежцы. Требования конвенции  OSPAR их особо не касалось, так как Норвегия не является членом Евросоюза. Да и заброшенная платформа весом в целых 14 тысяч тонн, которую требовалось демонтировать, под требования конвенции не подходила.  Однако местные рыболовецкие флотилии и экологи считали платформу YME недалеко от города Ставангер угрозой рыбному промыслу, и уже не один год добивались ее демонтажа. В результате в конце августа прошлого года всего  за один день Pioneering Spirit разобрал и увез ее, закрыв тем самым вопрос, годами будораживший горожан Ставангера.

С этого момента заказы на Allseas посыпались как из рога изобилия. Основные клиенты - Statoil и Shell, а также редкие нефтяные бароны из-за океана, которым не безразлично, как будет выглядеть Мексиканский залив после их ухода. Но с момента появления на горизонте газпромовского проекта, масштабом под стать размаху самого суперсудна, все они отошли на второй план, в лист ожидания. Сейчас на повестке дня Pioneering Spirit  - 900 километров газопровода от Анапы до турецкого берега, который монтируют из стальных труб с толщиной стенки 40 мм, с внешним и внутренним защитными слоями. Строительство «Турецкого потока» обещают завершить к концу 2019 года.

А Allseas, воодушевленная успехом, уже взяла на себя обязательства создать еще более крупную версию Pioneering spirit. Судно уже имеет название -  Amazing Grace, его спуск на воду ожидается 2023 году.