Лучшая профессия

«Основная идея регаты – привлечение внимания к подготовке кадров для флота, и с этой точки зрения мероприятие себя полностью оправдало», – так считает Сергей Франк, генеральный директор ОАО «Совкомфлот», титульного спонсора международных соревнований парусных судов, прошедших на Черном море.

Черноморская регата Tall Ships – событие для региона грандиозное. Ее перемещение из болгарской Варны, где стартовал первый этап гонки, в Новороссийск по времени совпало с Днем празднования годовщины Великой Победы. В течение четырех дней жители и гости города любовались ошвартованными у причалов большими парусниками из России – «Миром», «Надеждой», «Седовым», а также уникальными учебными, военными и коммерческими парусными судами из Турции, Испании, Великобритании, Мальты, Болгарии, Румынии и даже Пакистана. К счастью, опасения организаторов, что на фоне последних политических событий многие откажутся от участия в регате, не подтвердились.   

Не просто сказка

Tall Ships – это, прежде всего, сохранение славных морских традиций для молодых поколений. Не зря средний возраст нынешних участников колеблется в пределах 24 лет, а самому молодому капитану – он управляет болгарским парусником «Калиакра» – всего 29 лет.

В соревновании приняли участие полторы тысячи парней и девушек. В парадной форме они прошли маршем по главной улице города, а на следующий день порадовали зрителей красивой игрой в футбол, волейбол и баскетбол на площадках школы №22. В остальное время курсанты и моряки с радостью принимали новороссийцев на борту своих судов и проводили для них экскурсии.

С большим достоинством на регате был представлен российский учебно-парусный флот. «Мир» – настоящий символ морской столицы нашей страны, на его борту не раз бывали первые лица государств, известные деятели науки и искусства. «Надежда» – гордость МГУ им. адм. Г.И. Невельского, парусник знают далеко за пределами России. Его экипаж с легкостью одолел соперников в спортивных соревнованиях в Варне, несмотря на 70-дневный переход из Владивостока на точку старта в Болгарию. Но самым посещаемым в эти дни, безусловно, стал старейший российский парусник «Седов», спущенный на воду в 1920 году. 

Везде первые

Подобные мероприятия на высоком уровне способствуют укреплению добрососедских взаимоотношений между странами. А на человеческом – создают благоприятную почву для знакомства, обмена опытом, продолжения и укрепления традиций морского братства. «Ваши моряки не зря считаются одними из лучших в мире, – делится впечатлениями от знакомства кадет из Болгарии Виктор Атанасов. – У них отличные знания, они сильные и смелые, а молодое поколение и английский знает хорошо. А еще у них отличное чувство юмора».

Силу и смелость курсантам предстояло продемонстрировать уже на первом этапе гонки, когда на море разыгрался нешуточный шторм. «Ветер начался еще в Варне и постоянно усиливался, поэтому качало здорово, – говорит капитан парусника под мальтийским флагом «Бегущая по волнам» Юрий Кащенко. – Шторм был 6 балов. Но ничего, справились». Не просто справились – в классах А и С россияне, экипажи судов «Надежда» и «Акела», пришли первыми.

– Я знал, что морское образование в России находится на высоте, – отметил Роберт Снук, председатель гоночного комитета. – Но на этой регате мы впервые так тесно работали с российскими моряками и убедились, что не зря их называют лучшими из лучших. Они очень профессионально управляют судами любых типов и размеров.

А как у них?

Во время экскурсий на иностранные суда члены экипажей с удовольствием рассказывали журналистам о системе морского образования в своих странах.

– В Румынии профессия моряка очень востребована, ведь это отличная возможность заработать, когда средний доход на берегу составляет всего 700 долларов, – поделился с нами Овидиу Кристеа, ассистент преподавателя-инженер парусника Mircea. – Есть два морских университета и одна школа, которая готовит младших офицеров торгового флота. Но чтобы дорасти до капитана, молодому человеку необходимо впоследствии получить высшее образование. На курсе есть бюджетные и коммерческие места, которые обойдутся примерно в тысячу долларов за учебный год. Каждое лето наши курсанты проходят практику, сначала на парусных судах, затем ищут места в немецких судоходных компаниях. Ведь своих судов в Румынии уже не осталось.

Большой интерес зрителей регаты вызвал пакистанский бриг Rah Naward – новичок в рядах участников Tall Ships. Как рассказал офицер судна, лейтенант Умар Хаффес, в его стране пока всего один ВУЗ, выпускающий офицеров торгового флота. Находится он в городе Карачи, учиться в нем будущим морякам предстоит четыре года. «В Пакистане морское дело не так популярно, – отметил он. – Ведь наша страна не имеет таких глубоких знаний о торговом мореплавании, как ваша. Но постепенно обучение этим профессиям становятся более востребованным, потому что это реальная возможность высокого заработка».    

Кем быть?

В России морские профессии всегда были в цене. Однако со временем, когда уровень заработка в море и на берегу, особенно в крупных городах, почти сравнялся, молодые люди стали задумываться: зачем отрываться от привычной жизни, когда столько же денег можно заработать в офисе?  

– В целях популяризации профессии моряка наша компания поддерживает детский парусный спорт, оказывает помощь в ремонте учебных судов, организует доплаты экипажам, – отметил президент ОАО «Новошип» Юрий Цветков в ходе пресс-конференции, прошедшей на борту «Бегущей по волнам». – Я надеюсь, что молодые ребята, которые еще не решили, кем быть, свяжут свою жизнь с морем – на мой взгляд, самой лучшей профессией.   

Михаил Бухтенко, третьекурсник судоводительского факультета Государственного морского университета им. адм. Ф.Ф. Ушакова, свой выбор сделал уже давно. Несмотря на отсутствие у университета собственного учебного судна, парню посчастливилось стать участником Черноморской регаты – 50 новороссийских курсантов, по двое на каждом паруснике, на эти четыре дня стали инженерами связи. По словам Михаила, главным условием при отборе стало знание английского языка. А его будущий моряк осваивает особенно усердно, потому что знает: свободное владение английским значительно повышает шансы устроиться в крупную стабильную компанию.

Наследие Tall Ships

12 мая зрители собрались на набережной, чтобы увидеть знаменитый парад парусов Tall Ships – участники покидали гостеприимный Новороссийск и отправлялись в Сочи, откуда стартует следующий этап гонки. Правда, помешал удивительному зрелищу сильный встречный ветер.

Провожали Tall Ships и совсем юные яхтсмены – воспитанники местных яхт-клубов. В эти четыре дня несколько десятков детей и подростков так же успели посоревноваться друг с другом, продемонстрировали отличное умение управлять небольшими парусными судами и работать в команде. В акваторию бухты вышли почти 70 швертботов с учениками спортивных школ Новороссийска, Краснодара, Ейска, Темрюка, Анапы, Геленджика, Туапсе и Сочи. Их участие в регате стало не просто украшением мероприятия, но и призывом к поддержке парусного спорта в России. 

А новороссийцам, помимо красивых фотографий и приятных воспоминаний, на память от Tall Ships также останутся благоустроенный Западный мол порта и морской вокзал, благодаря чему город сможет и дальше принимать и обслуживать круизные суда.     

Тем временем...

Черноморская регата Tall Ships подошла к концу: в румынской Констанце состоялось чествование победителей. По результатам второго этапа гонки, из Сочи в Констанцу, первое место в классе А занял болгарский парусник Royal Helena. Второй приз взяла российская «Надежда», третий – парусник «Мир». Общие итоги двух этапов Tall Ships в этом самом престижном классе таковы: первое место досталось «Надежде», второе взял «Мир», третье – Royal Helena.

В классе В победителем Черноморской регаты стала Johanna Lucretia из Великобритании. А в классе С «золото» взяла яхта «Акела» Государственного университета морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова.