Люди – не расходный материал!

Тревожный сигнал был получен с борта балкера Firtina (флаг Панамы) при заходе в порт Новороссийск. Экипаж сообщил, что уже почти три месяца не видит своей честно заработанной зарплаты. В ситуации разбирался технический инспектор труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков Игорь Холявка.

Firtinaне молода. Балкер  уже четверть века в строю - для морского судна это пенсионный возраст. Но даже для своих летвыглядит оно, мягко говоря, неважно. Игорю Холявке не потребовалось много времени, чтобы обнаружить ряд серьезных неисправностей в техническом состоянии судна. Очевидно, что руководство компании-судовладельца  Esendongroupinc. экономит на сухогрузе как может. Если хозяин так относится к своему имуществу, то что уж говорить о таком «расходном материале», как экипаж. Картина, впрочем, обычная для субстандартного судоходства.

Капитан сухогруза встретил инспектора, можно сказать,  по-домашнему: в шлепанцах на босу ногу, джинсах и растянутой майке. Собственно, так же выглядит и вся его команда, обделенная спецодеждой.  Люди привыкли обходиться без нее при всех видах работ. А ведь это не только обязательный дресс-код, но прежде всего защита для моряков. Отсутствие у экипажа спецодежды - также обычная практика для судовладельца, который обходит правила стороной.

Даже беглый анализ судовых документов показал, что моряки не сгущают краски: семь человек на Firtinaуже несколько месяцев не получают зарплату. Суммы кстати, мизерные – например, матросу ABза месяц тяжелого труда на этой развалине причитается всего семьсот долларов. Но даже это судовладелец  платить не хочет. Вот так он и накопил задолженность перед экипажем в размере более двадцати семи тысяч долларов.

- Фактически компания присваивает труд моряков, превращая их в зависимых и бесправных рабов. А рабский труд - это всегда преступление и угроза безопасности для мореплавания,  - рассказывает Игорь Николаевич.

Чтобы пресечь его на судне Firtina, технический инспектор труда ЮТО РПСМ скоординировал свои действия с инспектором Международной федерации транспортников  в Новороссийске Ольгой Ананьиной. Следующие восемь часов боевые действия в защиту трудовых прав моряков  шли сразу по двум фронтам: Игорь Холявка в Новороссийске  вел переговоры с судовым агентом и назначенным лицом компании, в то время как Ольга Ананьина обрывала телефоны головного офиса судовладельца в Женеве.

Параллельно с этим  экипаж под руководством Игоря Николаевича готовил морское требование: экипаж - двое грузин и пятеро турков – письменно уведомил судовладельца, что он прекращает грузовые операции и любые другие работы на Firtinaдо тех пор, пока ему не выплатят все долги по зарплате. Как только под этим документом появились подписи моряков, профсоюз получил на руки реальный козырь. Стоит ему попасть на стол к капитану порта, как балкер тут же потеряет мореходный статус, Port state control задержит его, а судовладелец автоматически потеряет кругленькую сумму из-за простев.

К вечеру было найдено решение, которое устроило обе стороны: и Esendongroup, и экипаж Firtina. Грузинским матросу и мотористу, Серго Думбадзе и Лаша Благидзе, была выплачена задолженность в три с половиной тысячи долларов. Остальные пятеро моряков получили гарантийные письма от компании: она обязуется выплатить сложившуюся задолженность уже при прохождении Босфора.

- Ситуация с Firtina яркое подтверждение тому, что кампания МФТ «Позор Черному морю»( Black Sea of Shame) стартовала как нельзя своевременно, – рассказывает инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина. – Аварийные суда и многомесячные задержки выплаты  зарплаты здесь обычное явление. Вот еще один свежий случай: экипажу судна  SHT Huseyin Akil судовладелец был  должен более 21 тысячи долларов. И не заплатил бы, если бы моряки буквально на днях не обратились в МФТ. А ведь сколько экипажей на Черном море не решаются даже связаться с Международной федерацией транспортников или национальными профсоюзами просто потому, что судовладельцы им угрожают?! И иногда эти угрозы даже приводят в исполнение. Так было с экипажем танкера Enigmagas в декабре прошлого года. Он не стал мириться со своим бесправным положением и предупредил о готовящейся забастовке. При заходе в первый же порт на борт Enigmagas поднялась бригада из пятнадцати человек, якобы представителей охранного агентства, которые, пользуясь численным превосходством, просто скрутили моряков и вышвырнули за борт вместе с вещами. Хорошо, что обошлось без человеческих жертв.  Именно поэтому МФТ проводит свою акцию. Надо привлечь внимание портовых властей, классификационных обществ, а также других представителей морской общественности к этой проблеме.

 

Наша справка

Летом этого года Международная федерация транспортников  дала старт кампании Black Sea of Shame, которая направлена против субстандартного судоходства. Морские профсоюзы из шести стран региона призывают власти обратить внимание на сложившуюся в регионе ситуацию. По данным Международной федерации транспортников, сегодня в Черном море работает около двух с половиной тысяч судов. Полторы тысячи из них старше 20 лет, восемьсот – старше 30. Их эксплуатация влечет за собой повышение общего уровня аварийности и травматизма. Только одно из десяти судов на Черном море может считаться неопасным. Каждые две недели с начала 2012 года профсоюзы фиксируют различные инциденты, возникающие на этой почве.

Российский профессиональный союз моряков также считает ситуацию на Черном море  недопустимой. Техническая инспекция труда ЮТО РПСМ регулярно сталкивается с  нечеловеческими условиями труда и быта на борту, а также невыплатой заработной платы – практикой, которая давно укоренилась в субстандартном судоходстве на Черном море.