Медицина на грани фола

Морская медицина в России остается за бортом. Фактически она находится сегодня вне правового поля, поскольку старые приказы отменены, а новые еще не изданы. А между тем на днях вступила в силу Сводная конвенция «О труде в морском судоходстве», которая уделяет особое внимание медицинскому обслуживанию моряков.

Что же требует конвенция?

Медосвидетельствование. Моряк должен иметь действительное медицинское свидетельство, удостоверяющее его пригодность к работе в море. Уполномоченный компетентный орган должен определить характер освидетельствования и перечень организаций, которые его проводят.

Судовая аптечка должна наполняться с учетом  типа судна, количества моряков на его борту, характера, направления и продолжительности рейса. В ней обязательно должны присутствовать сильнодействующие обезболивающие лекарства.

Судовой врач в обязательном порядке должен присутствовать на борту, если рейс длится более трех дней, а количество членов экипажа превышает 100 человек. За оказание первой медицинской помощи на судне, не имеющем на борту врача, отвечает офицер, прошедший соответствующее обучение.

Медцентры и радиоконсультации. Конвенция предусматривает создание национальных Морских медицинских консультационных центров (ММКЦ),  предоставляющих бесплатно и круглосуточно всем судам медицинские консультации по радио- или спутниковой связи. Должен быть также определен перечень медицинских организаций для обеспечения помощи морякам как на берегу (обслуживание и осмотры), так и в море (помощь экипажам, подготовка командного состава, бесплатные радиоконсультации по оказанию первой помощи).

Под флагом России

На практике в большинстве компаний на судах под российским флагом за оказание первой помощи на борту отвечает второй помощник капитана, прослушавший 48-часовой спецкурс. Он следит за наполнением судовой аптеки, ставит диагноз заболевшему коллеге и выдает ему лекарства, а в случае серьезного заболевания или травмы он же должен получить радиоконсультацию врача, как правило, предоставляемую компании на платной основе.

Состав аптеки на судне под российским флагом зависит лишь от дальности плавания. Получить сильнодействующее обезболивающее средство не представляется возможным: судовладельцы не имеют права их закупать.

Что касается медподготовки комсостава, то у нас в стране до сих пор не определен перечень медицинских организаций, которые должны ее осуществлять. Нет унифицированных программ по основам первой медицинской помощи, единых требований к программам повышения квалификации уже обученных моряков. Как нет до сих пор и самих ММКЦ, которые бы координировали вопросы медицинского обслуживания моряков на берегу и в рейсе.

В РПСМ считают, что такие центры необходимо создавать на базе действующих окружных медицинских центров, расположенных в крупных портах страны. Эти центры находятся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). Организованы они были на базе бассейновых больниц. Также в ведении ФМБА находится НИИ промышленной и морской медицины, который продолжает заниматься исследованиями в этой области, а также разработкой нормативно-правовых актов по медико-санитарному обеспечению на морских и речных судах. Однако прежде необходимо проделать большую законодательную работу: привести в соответствие с конвенцией десятки нормативных актов.

Зарубежный опыт

Между тем, во всех крупных морских державах уже давно сформированы комплексные системы медицинского обслуживания работников флота.

Испания. Здесь за здоровьем моряков следит так называемый Институт социальной помощи на море, которому подчинены 35 береговых медицинских центров в стране и еще 7 – за рубежом. В Мадриде расположен центр медицинских радиоконсультаций, базируются госпитальное судно и специализированный морской центр эвакуации больных и пострадавших. 

Польша. В Гдыне существует старейший Институт морской и тропической медицины, который является основным центром морской медицинской науки и практики. Его деятельность направлена на изучение и решение проблем, связанных с охраной здоровья не только моряков, но и докеров, водолазов, работников судоремонтных заводов.

Великобритания. Здесь работают сразу несколько научных центров, крупнейшие из которых расположены в Лондоне и Кардиффе. Кроме традиционных исследований, ориентированных на нужды собственно морского здравоохранения, ученые активно изучают вопросы медицинского обеспечения работников нефтяного сектора на шельфе Северного моря.

Под флагом Либерии

Впрочем, основная часть российских моряков, как и моряков всего мира, работает под удобными флагами. О том, как на практике организован процесс медобслуживания плавсостава Новороссийского морского пароходства, нам рассказал начальник отдела охраны жизнедеятельности департамента управления персоналом ОАО «Новошип» Константин Шевцов:

–Большее количество судов компании работает под либерийским флагом, поэтому аптеки мы комплектуем в соответствии с требованиями государства флага. Этими требованиями определен и перечень медицинских препаратов и оборудования, которые доставляются на наш флот. А для судов, перевозящих опасные грузы, аптеки доукомплектовываются медикаментами и оборудованием для оказания первой помощи, например, при отравлениях – это также регламентировано требованиями государства флага.  С практической точки зрения такая комплектация оптимальна, поскольку она рассчитана на оказание первой доврачебной помощи больному. Применение более широкого списка медикаментов может быть опасным при использовании в судовых условиях.

Кроме того, у компании заключен договор с Балтийским консультационным центром, на основании которого наши суда имеют круглосуточный доступ к радиоконсультациям врачей. По результатам таких консультаций и определяется схема лечения на борту или необходимость медицинского обращения в береговой госпиталь для оказания квалифицированной помощи.