Мигранты захватили танкер

Мигранты из Ливии захватили судно, которое спасло их в Средиземном море.

По информации, полученной от властей Италии и Мальты, танкер El Hiblu 1 подобрал 108 человек, которые терпели бедствие при попытке попасть в Европу. Однако, узнав, что судно собирается доставить их обратно в Ливию, мигранты силой захватили управление танкером и направились в сторону Мальты.

Власти Италии и Мальты заявили, что не позволят теплоходу пристать к берегу. Министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини, ведущий борьбу с миграцией из Африки, жестко высказался о захвативших судно ливийцах: «Это не бедствующие мигранты, а пираты. Они увидят Италию только через телескоп».

Патрульный корабль вооруженных сил Мальты остановил танкер перед вхождением в территориальные воды страны. Военные высадились на El Hiblu 1 и помогли капитану восстановить контроль над управлением. Пятеро ливийцев сразу были арестованы за угон судна. А экипаж и мигранты, среди которых было 15 женщин и 47 несовершеннолетних, сошли на берег в порту вблизи столицы Мальты Валлетты.

Гай Платтен, генеральный секретарь Международной палаты судоходства (ICS), выказал свою обеспокоенность созданным прецедентом:

– Моряки могут серьезно пострадать при выполнении своих юридических и гуманитарных обязанностей по оказанию помощи любому, кто попал в беду на море. Выходит, что если судно собирается высадить спасенных в Ливии, это создает потенциал для конфликта между экипажем и отчаянными и разочарованными людьми, которые могут противиться такому возвращению. Моряки зачастую оказываются в меньшинстве против большой группы мигрантов, которые заходят на борт в ходе подобных спасательных операций. Я считаю, что капитанам торговых судов должны оказывать помощь Береговая охрана и спасатели. Это они должны обеспечить высадку в месте, безопасном как для спасенных, так и для моряков.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что это происшествие еще более остро ставит вопрос о спасении на море. С одной стороны, помощь терпящим бедствие – моральный долг и обязанность членов экипажа с точки зрения международных правовых норм; а с другой – моряки сами подвергаются угрозе. РПСМ считает, что государства должны объединиться и решить сложившиеся проблемы как на законодательном уровне, так и путем создания специальных спасательных сил, а не надеяться, что проблему решат моряки торгового флота. Гражданские суда не оборудованы для того, чтобы принимать на борт большое количество людей и не обладают необходимыми запасами еды, воды и спальных мест. А случай с теплоходом El Hiblu 1 показывает, что помогая мигрантам, экипаж вообще может лишиться контроля над судном.