Молодежный проект ЮТО РПСМ «Я выбираю море»

Александр Жидков, четвертый помощник «NSConcept» ОАО «Новошип»,  только что вернулся из своего первого в жизни рейса в должности. Нет, конечно, как курсант  Морской государственной академии имени адмирала Федора Ушакова он уже бывал в море - во время практики. Но одно дело кадет,  а другое – дипломированный специалист, офицер!

Александр Жидков в «вышке» учился практически на «отлично». Поэтому когда встал вопрос, где проходить первую матросскую практику, перед молодым курсантом открылись двери сразу нескольких крюинговых компаний: «Balticgroupinternational», «Колумбия шипменеджмент», ОАО «Новошип».

- Мой отец - один из последних представителей такой морской профессии как судовой врач, - рассказывает Александр. - Он около десяти лет ходил в рейсы на судах Новороссийского пароходства. Даже в тяжелые времена эта компания была надежной. Поэтому он сказал: «Не раздумывай, сынок. Иди в «Новошип».

Первый же рейс по своим масштабам оказался грандиозным. Проходил он на танкере «NSCommander». Из Северной Америки переход в Скандинавию, оттуда в Россию, затем «средиземка», далее арабские страны и Сингапур – практически полмира смог объехать кадет при первом же знакомстве с буднями торгового флота.

- Труднее всего оказалось привыкнуть к качке, - вспоминает свою первую практику Александр. – И хотя морской болезни у меня нет, но когда во время шторма по кубрику летает все, что не прибито, умение заснуть – это отдельное искусство. Пришлось и ему учиться.

Во время второй практики, как и полагается, Александр Жидков напрямую изучал работу штурманов на танкере «NSLeader». Круг его интересов не ограничивался тем, что требовал отчет о практике. Старательность и любознательность кадета были отмечены капитаном Александром Фурцевым в характеристике.

- Мне было все так интересно, что я даже в увольнение на берег не стремился уйти, - вспоминает Александр. -  Но, в конце концов, я пожалел о таком невнимании к себе. Посередине одного из длинных переходов вдруг осознал, что мои волосы отросли сверх всяких рамок приличия. Более того, это причиняло беспокойство – патлы под каской очень неприятно кололись. Что делать? Взял машинку и постриг себя сам. Сразу полегчало. Но когда взглянул в зеркало, понял, что парикмахер из меня никудышный. Решил, что в следующий раз лучше до такого состояния не зарастать, а выйти на берег хотя бы ради нормальной прически.

Благодаря хорошим рекомендациям, полученным во время плавпрактики, по окончании академии Александра Жидкова взяли на должность четвертого помощника капитана на новошиповский танкер «NSConcept». Как и всякий моряк, свой первый рейс молодой специалист запомнит навсегда:

- До Ливерпуля долетели с двумя пересадками, - вспоминает Жидков. - Накануне перед отъездом я ночь не спал, в голову лезли разного рода кошмары: все виделось, что я не справился и меня с позором изгоняют с флота. Но благо, что в самолете летел вместе с капитаном Владимиром Гавриком и вторым помощником капитана Михаилом Марченко. Наверное, все переживания были написаны на моем лице. Так что они оба, только посмотрев на новичка, решили ободрить: «Первый рейс? Проблемы будут – обращайся». Естественно, эти слова оказали свое положительное воздействие. И какое! По прибытии на борт мне даже первая выданная боцманом роба с именной биркой показалось белоснежней обычного!

Хотя Александр был «бумажным» помощником (так в шутку называют четвертого помощника капитана), в первом своем рейсе получил отличные уроки по навигации. Большая часть плавания прошла в Северной Европе: тут тебе и Великобритания, полностью оправдывающая свое название «туманный Альбион», и Северное море с огромным числом буровых вышек, между которыми беспрерывно снуют многочисленные суда снабжения. В общем, интенсивность и условия судоходства такие, что даже опытному штурману есть над чем голову поломать. Однако, Александр прекрасно справился со всеми навигационными задачами.

- Самым большим «сюрпризом» оказались рыбацкие суда, - рассказывает Александр Жидков. - Рыбаки имеют привычку на своих ржавых корытах кидаться прямо «под ноги». В общем, ребята непредсказуемы, как обезьяна с гранатой. Им не важно, что ты везешь сто тысяч тонн нефти: они тянут сеть. А ведь на их судах даже AISнет. То есть не опознать его, не связаться по рации. Представляете? Первый месяц, пока привыкал к их сумасшедшему стилю вождения, конечно, пришлось понервничать.

Александр Жидков, четвертый помощник «NSConcept» ОАО «Новошип»