Молодежный проект ЮТО РПСМ «Я выбираю море»

Третий помощник капитана NS Clipper (СКФ Новошип) Дмитрий Лугинин образцовый представитель поколения молодых судоводителей. Вернувшись из рейса,  тут же садится за парту: из четырех месяцев отпуска два он полностью отдает учебе. Только закончились курсы в учебно-тренажерном центре Novoship training, как уже надо бежать на лекции заочного факультета в Государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. А что делать? В современном судоходстве, чтобы оставаться профессионалом, прекращать учиться нельзя.

- Мой отец почти сорок лет проработал мотористом на судах Новошипа. Для меня он всегда был образцом для подражания. Поэтому уже в первом классе на вопрос «Кем быть?», я уверенно отвечал – моряком. Отец всячески поощрял мое стремление. Однако был непреклонен в выборе специальности: «В машине ты работать не будешь». Поэтому как бы я не любил всякие железяки, в «седовку» сдал документы на судоводительский факультет.

Так как я хорошо учился, то в пароходстве на практику мне было несложно устроиться. Помню, как я первый раз увидел NS Clipper. Стотысячная махина на рейде турецкого порта Сейхан просто потрясла меня. Прийти в себя мне помог второй помощник капитана Сергей Куликов. Он повсюду таскал за собой обалдевшего зеленого курсанта. Благодаря ему под конец практики я уже настолько освоился, что второй помощник даже доверил мне корректуру карт и лоций, естественно, под присмотром.

На своей последней практике я опять попал на NS Clipper. Однако я уже понимал, что мой следующий рейс должен состояться в должности. Поэтому тенью ходил за четвертым помощником капитана Сергеем Пятненко. Он был совсем не против такого «хвоста» и с удовольствием помогал изучать его заведование, должностные обязанности, документы, которые он оформляет, вплоть до программного обеспечения, с которым четвертый сталкивается по работе.

- Закончив обучение с красным дипломом, я вернулся на работу в Новошип. К моей большой радости меня вновь отправили на хорошо знакомый NS Clipper. Ставшие почти родными  судно и экипаж тепло приняли меня. Однако одно дело быть курсантом, другое – офицером, пусть и младшим. Уровень ответственности не соизмерим. Помню, как-то в начале рейса даже проснулся в холодном поту: в своем ночном кошмаре я сажал судно на мель где-то на побережье Мексики.

Однако нельзя вечно оставаться «зеленым» салагой. Тем более мне повезло работать с опытными капитаном Олегом Чередниченко и старпомом Сергеем Лазаревским. Под присмотром Олега Валерьевича я учился делать первые расхождения. А Сергей Петрович вел меня через дебри судовой документации.

Уже во втором рейсе я чувствовал себя как рыба в воде. При этом для меня он оказался необычайно насыщенным: я участвовал в  первом ship to ship, в первый раз ходили вверх по Миссисипи, совершил первый трансатлантический переход, во время которого нашему судну «на пятки» наступал шторм. А под конец рейса нас поставили на плановый ремонт в Керчи, во время которого я имел возможность узнать больше о работе судовых механизмов. Хоть я и не механик, но для меня это был интересный опыт: зная, где какая труба идет, лучше понимаешь процесс погрузки-выгрузки.  

- Сейчас я работаю третьим помощникам капитана на моем любом NS Clipper. Судно то же – обязанности новые. Например, теперь на мне швартовые операции. А это уже работа, связанная не с оформлением бумажек, а руководством живыми людьми. И тут уже понимаешь, какой на самом деле  груз ответственности лежит на судоводителях.  А еще я понял, что как бы ты хорошо не учился, а опыт в море заменить ничем нельзя. Эта мысль  пришла мне в голову, когда увидел, как ловко капитан  Олег Чередниченко справляется с трафиком на подходе к Фрипорту (Багамы). Какие-то контейнеровозы спешат тебя подрезать, суетливые сухогрузы прут навстречу. В этой ситуации оставалось только восхищаться, с каким невозмутимым спокойствием наш капитан делал свою работу.

Чем больше работаешь, тем больше понимаешь, что работа в море - не сахар. Однако я рад, что вырос в морской семье. Благодаря наставлениям отца я оказался готов к трудностям морской жизни. Хотя есть вещи, к которым готовым быть нельзя. Вот только представьте, в последнем рейсе всю зиму провели в Северном море. Штормило – спать невозможно. А попробуй выспаться при постоянном крене в 15 градусов, все время ездишь по постели.

Однако я четко понимаю, что работа в море дает мне достаток, который на берегу в двадцать четыре года вряд ли найдешь. При этом нельзя забывать, что в море есть такие моменты, которые ни на что не променяешь. Ну, вот взять, к примеру, звезды. Мы же тут в городах их вообще не видим. А когда я первый раз увидел Млечный путь посреди океана, у меня дух захватило от этой красоты. Поэтому для себя я решил, что как бы моя жизнь в дальнейшем не сложилась, я постараюсь, чтобы она была связана с морем.