Море закаляет дух и учит ценить жизнь

Для Дмитрия Тормашева, старшего механика NS Адыгея, профессия стала не просто работой, но и образом жизни. Впрочем, в Новороссийском морском пароходстве, которое  в начале 2017 года отметило свое  50-летие, то же самое могут сказать о себе многие моряки. С момента основания и по сей день компания привлекает и воспитывает сама лучших специалистов, первоклассных мастеров своего дела. Дмитрий один из них. 

Он пришел в профессию вполне осознанно. Уже в 17 лет, решив поступать в морскую академию, он четко определил для себя приоритеты и наметил пути достижения цели. По наблюдениям Сергея Панченко, проректора Государственного морского университета им. адм. Ф.Ф. Ушакова, наиболее успешными становятся именно те ребята, которые рано определились с профессией. Их успех в обучении зависит от того, как рано семья помогла им выстроить жизненную траекторию. «А еще нельзя сбавлять скорость, если ты «заряжен» на карьеру», - говорит опытный проректор. Дмитрий может подтвердить это всем своим жизненным опытом. Сегодня в свои 36 это человек, успешнее многих реализовавшийся в своей профессии. Он не только практик, возглавляющий машинную команду на таком технически сложном объекте, как современный супертанкер. Одновременно с карьерным ростом в море он окончил аспирантуру на берегу, успешно защитил кандидатскую диссертацию, получил степень и стал доцентом кафедры «Эксплуатация судовых механических установок» в ГМУ.

Увидеть мир. Если повезет

По словам Дмитрия Тормашева, огромное влияние на выбор морской профессии по-прежнему оказывает романтика. «Романы Жюля Верна -  «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой» - прекрасные книги, которые воспитывают в детях любовь к морю и приключениям, непреодолимое желание увидеть мир и узнать, как живут, например, потомки конкистадоров в Гондурасе и Гватемале, - считает Дмитрий. - У моряков и сегодня остается возможность побывать в самых разных местах нашей планеты, что рядовому обывателю практически недоступно».

В 2003 году он окончил Государственную морскую академию и по совету родителей пришел в «Новошип». Его первым судном стал танкер «Московские звезды», который тогда был одним из самых новых в пароходстве, и под руководством старших механиков Синельникова и Карева молодой четвертый механик прошел адаптацию к реальной работе в море. «С третьим и вторым механиками с «Московских звезд» мы поддерживаем общение, сейчас мы все работаем старшими механиками на разных судах компании», - говорит Тормашев.

Сейчас Дмитрий работает на танкере «Адыгея». Он похож на танкера серии «NS», но был построен по отдельному проекту для итальянских судовладельцев, после чего его приобрела компания «Новошип». В его машинном отделении мелкосерийное уникальное оборудование, которое мало где встретишь.  

Морская отрасль – одна из самых динамично обновляющихся индустрий. Это касается не только технических и конструктивных особенностей судов или организации на борту беспроводной связи. «Все сильнее ужесточаются требования к представлению судна третьим сторонам, - констатирует Дмитрий. – Практически в каждом порту захода проходят проверки, хотя порт для моряка должен означать хоть какой-нибудь отдых и моральную разгрузку. В действительности же получается наоборот. Это, конечно, в немалой степени нивелирует те прелести профессии, которые связаны с посещением других стран, знакомством с их обычаями и укладом жизни, и  приводит к снижению привлекательности работы моряка».

Деньги и статус

Самым главным преимуществом работы моряка в крупных стабильных компаниях остается уровень зарплат. «Конечно, эксклюзивный высококлассный специалист и на берегу может заработать хорошие деньги. Однако если сравнить средние зарплаты в море и на берегу, то очевидно, что среднестатистический моряк имеет более высокий доход», - приводит Дмитрий свои первостепенные мотивации при выборе специальности.

Другая важная причина – возможность быстрого карьерного роста. «Если начать морскую карьеру достаточно рано и грамотно ее спланировать, то уже к 35 годам можно стать старшим механиком, - уверен Тормашев. -  На берегу так быстро продвинуться по карьерной лестнице гораздо сложнее».

Так он и поступил в свое время. К 36 годам уже сделал контракт в должности старшего механика. Но и на этом он не останавливается: сегодня старший механик судов «Новошип» Дмитрий Сергеевич Тормашев передает свои знания курсантам ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, преподает «Основы автоматики и теорию устройства технических систем» для будущих судомехаников  четвертого курса и «Автоматизированные системы управления судовыми энергетическими установками» для пятикурсников.

Профессия, определяющая характер

А еще в числе приоритетных мотиваций для выбора морской профессии Дмитрий называет  возможность найти высокооплачиваемую работу… на берегу. «Этот плюс осознаешь уже в зрелом возрасте, когда начинаешь задумываться о дальнейшем развитии своей карьеры,- говорит он. - Многие компании, работающие в морской сфере, при поиске сотрудников для работы в офисе отдают предпочтение кандидатам с серьезным морским опытом. Как правило, зарплаты в таких фирмах сравнимы или незначительно меньше зарплат в море».

Для себя, правда, Дмитрий пока выбирает науку и образование. Но, несмотря на успешное развитие карьеры на берегу, основной и любимой Тормашев все же называет свою работу в море.

- Моряк - это очень интересная профессия. Она позволяет чувствовать себя независимым в финансовом плане и, благодаря этому, быть свободнее и увереннее во всевозможных житейских ситуациях, - считает старший механик. -  Моряк зарабатывает деньги честно. Он имеет четкую цель:  стать лучшим в своем деле и, как следствие, получить повышение в должности и зарплате со всеми вытекающими радостями жизни. Есть и еще одна немаловажная деталь – рост личностный. Море закаляет дух и воспитывает характер.  Морская стезя – трудный путь, но это одна из немногих профессий, которая действительно воспитывает в человеке стойкость к трудностям, умение ценить жизнь и человеческие отношения.