Морские гены

Федор Чустрак - третий помощник капитана судов СКФ Новошип - о флотских традициях наслышан с пеленок. А куда деваться, если едва ли не все мужчины в роду – моряки? Один дед в семье стармех, второй - декан судомеханического факультета в морском университете, а отец – капитан.

Тут уж хочешь - не хочешь, а заинтересуешься, как технически устроен вот хоть семейный автомобиль, не говоря уже о такой супермашине, как современный танкер. Однако когда пришло время выбирать профессию, Федор подумал-подумал и, несмотря на всю свою любовь к инженерным задачкам, пошел по пути отца, капитана Игоря Чустрака. И поступил на судоводительский факультет в Новороссийском морском университете.

- Представления о дисциплине и субординации, очень важные в нашей профессии, я получил еще в семье, - рассказывает Федор. – И, надо сказать, они мне пригодились и во время учебы, и потом, когда уже я сам пришел работать на флот.

Первая практика начинающего штурмана прошла на танкере «Маршал Баграмян». Уже после нее Федор понял: он поступил правильно.

- Кстати, оказалось, что на «Баграмяне» помнили еще моего деда, Николая Федоровича Чустрака,- вспоминает Федор. – Он работал здесь старшим механиком. Теплые слова о нем нашлись и у машинной команды, и у капитана Сергея Александровича Авилова. Так что уронить честь семьи мне было никак нельзя. Пришлось постараться, а это было не так-то просто. Бывалый пароход ребусы не только «машине» подкидывал. Зато в результате я получил бесценный профессиональный опыт.

Сейчас Федор уже второй контракт работает в должности третьего помощника капитана. Недавно ездил в Южную Корею на верфи Daewoo Shipbuilding на приемку танкера «Георгий Маслов». Это второе судно новой высокотехнологичной серии, которую строит СКФ Новошип. О нем третий помощник рассказывает с воодушевлением и едва ли не в стихах:

- Новинок не просто много, а очень много. Для повышения  маневренности на судне руль особой конструкции.Подводная часть окрашена красками, предотвращающими обрастание корпуса. На палубе - видеокамеры. А еще у нас электронные карты NAVI-SAILOR 4000, которые, в соответствии с требованиями Международной морской организации, придут на смену бумажным. Это будет через год, но мы с ними работаем уже сейчас.

Кроме всего прочего, «Георгий Маслов» оказался первым в СКФ Новошип судном с выделенным сервером и собственным серверным помещением. В нем все как в «правильном» фантастическом блокбастере: собственная система охлаждения, телекоммуникационная стойка, за стеклом - внушительный массив из блоков питания и жестких дисков. Когда внутрисудовую компьютерную сеть настроили «айтишники» из «Новошипа», на Федора легли обязанности по ее обслуживанию во время рейса.

- С таким оборудованием работать – одно удовольствие, - продолжает он. - Даже если в первые дни к нему надо было приноровиться: то на капитанском мостике или в ПУГО компьютер вдруг перестает видеть сеть, то Интернет пропадает. Выяснять причину неполадки и устранять её тоже должен я. Но уж когда все вошло в рабочий режим, то нашей скорости передачи данных Пентагон бы, наверное, позавидовал.

Впрочем, это не значит, что даже на таком технически совершенном судне всех дел - на кнопки нажимать. За время приемки скопилась корректура 15 комплектов бумажных карт, освидетельствование пожарного и спасательного оборудования, перевод  документации с английского на русский - и это все без учета вахт и прочей текучки. А тут еще и воздушный компрессор для подкачки дыхательных баллонов потребовал дополнительной наладки… В общем, выяснилось, что в реальной морской жизни важно все: и представления о дисциплине и субординации, полученные еще в семье, и интерес к технике с детства, и наличие на борту более удобных кают и даже бассейна. А как же, полноценный отдых – залог продуктивной работы.

Когда Федор Чустрак впервые, еще кадетом, ушел в рейс, главным  вопросом, который он постоянно задавал сам себе, был «Правильно ли я сделал?».

- Как-то раз в европейском порту на вахте я проводил обход судна, - рассказывает он. - И вдруг на палубе метрах в пятидесяти слышу специфический хлопок. Сердце ёкнуло – швартовый конец убился. Тут же объявил тревогу, известил капитана и старших офицеров. Мгновенно остановили все грузовые операции. Аварийной ситуации удалось избежать. Во время того аврала все сработали как положено, в соответствии с расписанием по тревогам. А себе на свой «коронный» вопрос я тогда с облегчением ответил: все правильно.  

Сейчас пришло понимание, что морская жизнь намного разнообразнее самого полного собрания инструкций, руководств и расписаний. На каждый случай готового алгоритма действий все равно не найдешь. Главное - не растеряться.

Зато сегодня Федор, имея за плечами не такой уж великий морской опыт, вполне искренне удивляется: как можно годами ходить на работу, если она тебе не нравится? Морская жизнь ему и правда пришлась по душе: она - для людей с дисциплинированным умом и неслабым характером. А «морские гены», оказывается, тут вовсе не главное.