Морякам грозят санкциями

Первые в этом сезоне рейсы круизного лайнера «Адриана», который еженедельно заходит в Новороссийск, омрачены угрозами санкций со стороны Украины.

Судно, которое знакомит туристов с курортными столицами побережья, первым внесли в «черный список» транспортных компаний, нарушивших Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Это сделано по инициативе украинского благотворительного фонда «Майдан иностранных дел» после посещения судном портов Крыма. Фонд намерен не просто вносить нарушителей в открытый «черный список», но и требовать от госорганов Украины и международных организаций соответствующей реакции, вплоть до ареста имущества и судебного преследования. Первой жертвой намечена «Адриана», которая 30 мая посетила Ялту и Севастополь. Неприятности обещаны не только владельцам и фрахтователям судна, но и экипажу теплохода.

Питерская компания «Black & Baltic Seas Cruise Company», организатор круиза, в начале сезона уже изменила маршрут «Адрианы». В прошлом году круиз назывался «Шесть столиц Черного моря». Весной, «с учетом изменения геополитической ситуации на Украине, а также руководствуясь принципами безопасности пассажиров в портах пребывания", из списка заходов исчезла Одесса. Вместо нее судно пошло в Стамбул. Маршрут стал выглядеть так: Сочи-Новороссийск-Севастополь-Стамбул-Ялта-Сочи. Теперь по техническим причинам на неопределенное время отложен и заход в Севастополь. Из шести столиц Черного моря в программе круиза осталось четыре: Сочи, Новороссийск, Стамбул и Ялта.

Другие игроки круизного рынка  на Черном море изменили маршруты куда радикальнее. Вместо Крыма и Одессы их суда этим летом следуют в турецкие, греческие, болгарские порты. Так поступили итальянский круизный гигант «Costa Cruises», компания «Azamara» и еще шесть крупных круизных операторов: MSC Cruises, Regent Seven Seas, Oceania, Windstar, Seabourn Cruise Line и Princess Cruises.

Что же касается российско-украинского экипажа «Адрианы», едва ли не единственного лайнера, оставшегося на маршруте, то его обещанные санкции не испугали. Моряки работают в штатном режиме. Ведь круиз, не смотря ни на что, пользуется популярностью в России. Есть туристы из Екатеринбурга, Самары, москвичи, южане. Много тех, кто приезжая на отдых в Геленджик, делит отпуск пополам: часть проводит на пляже, а часть — в недельном путешествии. Кстати, в этом году продажи выше прошлогодних, даже на июнь, который традиционно большим спросом не пользуется.

Действительно ли могут пострадать моряки, которые работают на «Адриане»? Об этом мы спросили инспектора Международной федерации транспортников Ольгу Ананьину. По ее мнению, ситуация может развиваться по грузинскому сценарию. Тогда суда, которые заходили в Абхазию, позже арестовывались в грузинских портах. Но к рядовым морякам санкции не применялись.