Моряки не должны становиться заложниками

Власти Ирана задержали очередной иностранный танкер в Персидском заливе. В этих условиях выработка плана защиты торгового судоходства в Персидском заливе становится первоочередной задачей индустрии. Моряки не должны становится заложниками политических игр.

 

Напомним. За месяц, начиная с 12 мая, в регионе прогремело девять взрывов на танкерах. А дальше пошла серия арестов и задержаний, последнее из них – на днях. При этом через Персидский и Оманский заливы и Ормузский пролив проходит около 30% сырой нефти в мире. Так что угроза торговому судоходству здесь автоматически становится угрозой поставок нефти западному миру. После инцидентов цены на нефть уже выросли на 4%.

Международный переговорный форум (IBF) начал обсуждение ситуации в регионе. IBF – это авторитетная площадка, где Международная федерация транспортников (МФТ), представляющая интересы моряков, и крупные судоходные компании - работодатели, вместе вырабатывают условия для эффективной и безопасной работы моряков, порой по долгу службы находящихся в потенциально опасных регионах. Цель диалога - обеспечение безопасности и благополучия экипажей.

Выступая от имени МФТ, Дэвид Хейндел, председатель секции моряков, отметил: «Такой риск для жизни и здоровья моряков совершенно неприемлем. IBF призывает к дипломатическому урегулированию ситуации и снижению напряженности на Ближнем Востоке. Мы также требуем, чтобы правительства стран региона приложили все усилия для освобождения экипажа захваченного танкера Stena Impero. Обеспечить безопасный проход коммерческих судов через Ормузский пролив и Оманский залив – это прямая обязанность государственной власти».

Тем временем на национальном уровне решения по защите моряков уже принимаются. Комитет по военным операциям Великобритании (WOAC) принял решение временно признать Ормузский пролив зоной повышенного риска. Это решение последовало за рекомендацией правительства Великобритании избегать рейсов через этот район, если транзит грузового судна не сопровождается военными. WOAC – совместный орган Британской палаты судоходства и английских транспортных профсоюзов: морского профсоюза Nautilus International и профсоюза железнодорожных, морских и транспортных рабочих.

Соглашение дает морякам право отказаться от работы на борту судов, следующих через Ормузский пролив. Моряк может запросить репатриацию из любого порта перед входом в зону риска. А оплата работы в зоне повышенного риска должна производиться по двойной базовой ставке.

Это британский танкер Stena Impero 19 июля был задержан иранским Корпусом стражей исламской революции (КСИР). На его борту находятся 23 члена экипажа, включая трех россиян. В настоящий момент судно стоит в иранском порту Бендер-Аббас. Действия Ирана эксперты рассматривают как ответ на задержание в начале июля британскими ВМС иранского танкера Grace 1 в Гибралтаре. Сотрудники посольств Индии, России и Филиппин посетили танкер Stena Impero и встретились со своими соотечественниками, находящимися на судне. Члены экипажа здоровы и получают лимитированную возможность общения с родственниками. В судоходной компании Stena Bulk и в компании – операторе Northern Marine Management отмечают, что моряки просто выполняли свои профессиональные обязанности и не заслуживают ситуации, в которой оказались.

Между тем в Японии уже столкнулись с тем, что стоимость страховки идущих по Ормузскому проливу танкеров выросла в 10 раз и составляет теперь сотни тысяч долларов. Танкеры, зафрахтованные японскими компаниями, прокладывают курс подальше от берегов Ирана. Они также получили предписание проходить Ормузский пролив на максимальной скорости, что уже привело к увеличению расхода топлива. Для Японии этот канал поставок нефтепродуктов является ключевым - около 80% сырья поступает сюда из стран Персидского залива.

В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) уверены: члены экипажей ни при каких обстоятельствах не должны становиться заложниками политических игр. И если судовладельцы, зная, что будут работать в потенциально опасном районе, страхуют свои суда и грузы по повышенным ставкам, чтобы уберечься от возможных убытков, то почему моряки, поневоле находящиеся на переднем крае, должны быть последними из тех, кто защищает свои интересы? Не исключено, что к аналогичному решению придет и Международный переговорный форум (IBF) – собрание, действующее в интересах членов экипажей. В нем права моряков представляет Международная федерация транспортников (МФТ).

Сейчас в зависимости от типа коллективного договора, действующего на судне, существует два списка зон военных действий и зон повышенной опасности. Для судов с договорами IBF эти зоны утверждает Комитет форума IBF по определению зон военных действий. Для судов с договорами TCC (полной стоимости экипажа) зоны определяет МФТ. Ознакомиться со списками можно на сайте itfseafarers.org. Списки зон военных действий и зон повышенной опасности – IBF или МФТ – должны прилагаться к колдоговорам, находиться на борту каждого судна и в любой момент быть доступны для каждого члена экипажа.

Внесение региона в список зон означает дополнительное страхование жизни и здоровья моряка, а также повышенные ставки оплаты труда. Кроме того, член экипажа, узнавший о том, что судно направляется в такую зону, имеет право списаться и репатриироваться за счет судовладельца. На текущий момент, ни Персидский, ни Оманский заливы, ни Ормузский пролив в перечень не входят.