Моряки снова хотят, чтобы их дети работали в море

Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова вошел в десятку лучших ВУЗов нашей страны. Такие данные представило Минобрнауки по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности в 2016 году. Аккредитованный в Совете Европы, университет является признанным авторитетом и на рынке международного морского образования. А потому желающих обучаться в ГМУ с каждым годом становится все больше. О том, что предлагает университет абитуриентам сегодня, и о планах по развитию образовательного кластера рассказал проректор ГМУ, руководитель факультета довузовской подготовки Сергей Панченко.       

- Сергей Васильевич, какое направление подготовки наиболее востребовано у абитуриентов?

-  Самый большой конкурс при поступлении, 10-15 человек на место, традиционно у судоводителей, судомехаников и электромехаников. Это наши основные направления, здесь количество претендентов всегда очень большое. Порог ЕГЭ поднимается с каждым годом, в 2016 году к нам приходили с результатами уже выше 200 баллов. Сегодня во всех сферах экономики происходит переориентация в сторону инженерных специальностей, рынок требует все больше технически грамотных людей, и эти направления подготовки очень востребованы.

- У вас обучаются, в основном, новороссийские ребята?

- Сейчас новороссийцев около 40 процентов, остальные иногородние - из Краснодарского края, Ростовской области, Крыма, Воронежской области. Их количество постоянно растет - это результат нашей активной работы в регионах, на профориентационных муниципальных площадках. Большую роль здесь также играют узнаваемость ВУЗа и возросшая привлекательность морских специальностей. Многие родители понимают, что транспортная отрасль – это важнейший комплекс, который двигает экономику страны, проблем с трудоустройством у специалистов нет, уровень зарплат очень достойный. Еще один фактор – наличие у нас единственной на Юге России военной кафедры, выпускающей как офицеров запаса, так и сержантов, и солдат. При этом количество местных абитуриентов не увеличивается, поскольку часть родителей предпочитает отправлять детей на учебу в столичные ВУЗы. Поэтому сегодня мы перестраиваем свою политику, стремясь увеличить процент местных абитуриентов. Для нас это важно: новороссийцы ментально больше подготовлены к работе в море, они растут в морских семьях, где любовь к профессии передается через поколения. Интересно, что теперь этой преемственности становится больше, то есть моряки снова хотят, чтобы их дети тоже работали в море.

- Как вы оцениваете уровень знаний и дисциплинированности нынешних абитуриентов?

-  Качество школьного образования определенно растет, и это не комплимент в сторону какой-то одной школы. Новороссийские ребята очень радуют уровнем своих знаний. Выпускники Морского технического лицея, Технико-экономического лицея, Политехнического лицея, школы №№ 4,5 практически без проблем преодолевают адаптивный период первого года обучения у нас. Ребята из Крыма приходят к нам с очень высокой мотивационной составляющей и быстро наверстывают знания, если их не хватает. Сегодня подтягивается и уровень образования в районных и сельских школах. Что касается дисциплины, то она тесно связана с мотивацией курсанта – с его собственным осознанием того, зачем он здесь. На плавательных специальностях всего около трех процентов первокурсников не понимают, куда и зачем они пришли, большинство все-таки имеют представление о флотской дисциплине, знают, чего от них ждут, и оправдывают ожидания. Поэтому сейчас уже нельзя сказать, что мы «перемалываем» их дисциплинарной практикой, в этом нет необходимости. Мы лишь усиливаем уже имеющиеся в них качества, для этого подобран очень сильный офицерский состав воспитателей.

- Обучаются ли у вас иностранные курсанты?

- Да, и, я думаю, их количество будет расти, а география - расширяться. Мы уже привыкли к украинцам, белорусам и казахам. Сейчас к нам активно поступают ребята из Сирии и государств Северной Африки, и качеством обучения они очень довольны. Надеюсь, будет развиваться азиатское направление – Китай, Индия.   

- В составе ГМУ есть Морской колледж, где можно получить среднее образование. Большинство выпускников колледжа впоследствии продолжают учебу в университете, или им хватает для карьеры среднего образования?

- Из тех, кто поступает в колледж, многие действительно ограничиваются средним образованием. За девятиклассников решение о том, нужно ли получать высшее образование, как правило, принимают родители. Многие семьи понимают, куда отдали детей, но есть и такие, которые просто отправляют ребенка за дипломом. Его успех в обучении зависит от того, как рано семья помогла ему выстроить эту жизненную траекторию. Если он «заряжен» на карьеру, то после колледжа идет работать на флот и параллельно поступает в ВУЗ на заочное отделение, не сбавляя скорости. Именно такие ребята впоследствии становятся наиболее успешными. Сегодня их около 20 процентов, наша цель – довести этот показатель до 50. Но есть и те, кто приходит за высшим образованием позже, уже поработав на флоте и определившись с жизненными приоритетами.  

Получается, чем раньше ребенок определится, тем успешнее он будет в будущем?

- Да, и в этом направлении мы готовы делать определенные шаги. В составе ГМУ есть Навигацкая школа, в которой замечательный коллектив педагогов решает большие задачи. Школа предназначалась для обучения выпускников 9-х классов, и этого было достаточно. Сегодня стала очевидна возможность набора туда с 7-х классов, чтобы как можно раньше собрать ребят высокого уровня и готовить их как специалистов транспортного комплекса. Сейчас мы ведем активную работу в этом направлении: завершаем строительство нового корпуса, готовим для ребят образовательную и развивающую площадки. Я думаю, это будет совершенно новое образовательное пространство для нашего города.

- Какую роль в подготовке технических специалистов транспортного комплекса может играть школа?

- У нас есть уже семь школ, которые являются членами университета, и мы планируем создать ассоциацию таких школ. Это объединение станет мощным совещательным органом и позволит решать общие образовательные задачи, в том числе, формировать совместные программы и со школьной скамьи готовить технически грамотных специалистов. Мы хотим, чтобы наши ассоциированные школы работали уже с первоклассниками, внося в обучающий процесс элементы наших проектных задач. Надеемся довести количество этих школ до 15, для этого выходим за пределы Новороссийска. Например, у нас есть ассоциированная школа в Краснодаре, в перспективе она станет лицеем, и школа в Симферополе, которая должна стать базой для проведения технических Олимпиад. Победители при поступлении будут получать десять дополнительных баллов к своему ЕГЭ. Аналогичная работа ведется по юридическому и гуманитарному направлениям.

Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова - руководитель факульт