Награда ждет своих героев

Международная морская организация (IMO) ведет прием заявок на присуждение премии «За отвагу на море» (IMO Award for Exceptional Bravery at Sea) 2018 года.

Ежегодная премия IMO вручается людям, которые  смогли с риском для жизни предотвратить экологическую катастрофу или провести успешную спасательную операцию на море. Вручение этой престижной награды – это факт общественного признания героизма награжденных.

Премию 2017 года получили два американских лоцмана, которые, рискуя жизнью, предотвратили масштабную катастрофу, отведя горящее судно на безопасное расстояние от терминала и других судов. Оба лоцмана получили при этом незначительные ожоги.

Пожар на танкере Aframax River начался в ночь с 6 на 7 сентября 2016 года, когда судно находилось у терминала компании Intercontinental Terminals Company в Хьюстонском судоходном канале (США). Возгорание произошло из-за пробоины в топливном танке и утечки топлива. Экипаж связался с береговой охраной и сообщил о чрезвычайном происшествии. Секция Хьюстонского судоходного канала длиной в милю была закрыта, к месту происшествия направились команды береговой охраны, пожарные катера портового управления Хьюстона и сотрудники морского подразделения Управления шерифа округа Харрис.

Огонь бушевал около полутора часов, высота пламени достигала 60 м. 24 члена экипажа горящего танкера были эвакуированы. Лоцманы Майкл Макги и Майкл Филлипс из Хьюстона, невзирая на бушевавшее вокруг пламя, остались на мостике. Капитан Макги благополучно провел горящий танкер мимо стоявших рядом судов и отвел 247-метровый Aframax River на безопасное расстояние, исключив, таким образом, и возгорание объектов, расположенных на берегу. Все время он координировал свои  действия с Береговой охраной США и пожарными катерами. В какой-то момент возгорание началось на одном из крыльев судового мостика, его Филлипс ликвидировал при помощи огнетушителя.

На получение премии IMO кандидатуры лоцманов выдвинула Международная ассоциация морских лоцманов (IMPA). Всего же в 2017-м году на получение премии было подано 33 кандидатуры от 16 государств-участников IMO и неправительственных организаций.

В 2016 году награды «За отвагу на море» впервые была удостоена женщина. Радхика Менон – капитан танкера Sampurna Swarajya и первая женщина-капитан торгового флота Индии. Во время сильнейшего шторма она организовала спасение 7-х рыбаков в водах Бенгальского залива.

Летом 2015 года во время промысла на рыболовецком судне Durgamma произошла поломка главного двигателя. Совершенно не вовремя начался сильнейший шторм. Высота волн превышала 7 метров, лил тропический ливень, а скорость шквального ветра превышала 60 узлов. Durgamma сорвало с якоря, запасы продовольствия были смыты в воды залива, а люди считали минуты до смерти. На их счастье Sampurna Swarajya боролся со стихией всего в двух милях от них. С борта танкера заметили терпящего бедствие «рыбака» и сумели, пусть и с третьей попытки, подать им шторм-трап. В числе 7 эвакуированных с судна рыбаков были 15-летние подростки. Совет ИМО рассмотрел 23 кандидатуры на награду, представленные 9 государствами-членами ИМО, и решил, что медаль за проявленное мужество должна получить именно Радхика Менон.

В 2014 году высокой награды впервые удостоился и российский моряк. Это был Владимир Сафонов, новороссийский капитан танкера DS Crown (владелец – судоходная компания V.Ships), который вместе со своей командой спас в Атлантическом океане 22 моряка из Филиппин, Польши и Германии. DS Crown принял сигнал бедствия от немецкого контейнеровоза MSC Flaminia: на судне произошел взрыв, а затем пожар. Не справившись с ним, экипаж вынужден был покинуть судно, людям требовалась немедленная помощь. Весь экипаж DS Crown действовал собранно, грамотно и очень профессионально. Именно благодаря этому за 2 часа, не смотря на шторм, удалось завершить спасение людей, оперативно организовать передачу раненых и в итоге их спасти. Российских моряков номинировала на получение награды береговая охрана Фалмута: спасательная операция проходила в зоне их ответственности. А самой MSC Flaminia ни один порт не давал разрешения на заход больше месяца, что стало поводом для обращения в ИМО ряда международных судоходных ассоциаций: они потребовали решить вопрос с предоставлением судам, терпящим бедствие, портов-убежищ.

Награду «За отвагу на море» могут получить люди, которые совершили акт исключительной храбрости. В этом году будут рассматриваться инциденты, произошедшие в период с 1 марта 2017 года по 28 февраля 2018 года, а заявки на присуждение премии 2018 года должны быть отправлены в ИМО не позднее 16 апреля. Кандидатуры могут выдвигаться государствами-членами ИМО, межправительственными и неправительственными международными организациями, имеющими консультативный статус при ИМО.

– Международная федерация транспортных рабочих (ITF) как неправительственная организация, имеющая консультативный статус при ИМО, может выдвинуть кандидатуры на соискание этой награды. Российский профсоюз моряков (РПСМ) является аффилированным членом ITF, – отмечают в Калининградской региональной организации РПСМ. – Поэтому, если среди ваших знакомых моряков имеются те, кто, по вашему мнению, достоин этой награды, вы можете по электронной почте (sur.kld@gmail.com) прислать информацию о происшествии, включая название судна и краткое описание произошедшего.

Владимир Сафонов, новороссийский капитан танкера DS Crown, на церемонии вручения
Экипаж DS Crown вместе со спасенными моряками MSC Flaminia; момент спасательной
Капитан Радхика Менон из Индии – единственная женщина среди лауреатов премии ИМО
Пожар на танкере Aframax River