Наградили за отвагу

Премию Международной морской организации (IMO) «За отвагу на море» впервые получили российские моряки. Экипаж DS Crown под руководством новороссийского капитана Владимира Сафонова спас в Атлантическом океане команду судна, потерпевшего катастрофу.

«Профсоюзная морская газета» уже писала об этом в статье «Самые отважные» (№19 от 20.10.2013). Но тогда встретиться с героями нам не удалось – все они были в рейсе. Но как только Владимир Сафоноввернулся домой, мы встретились и попросили его рассказать подробнее и об инциденте, и о самой премии. 

– Все произошло 14 июля 2012 года в Северной Атлантике, на середине перехода из Канады в Великобританию. Ранним утром я поднялся на мостик. Старший помощник как раз положил трубку и сказал, что только что принял сигнал бедствия от немецкого контейнеровоза MSC Flaminia. Мы попытались перепроверить информацию, но на судне уже никто не отвечал. Тогда связались с береговой охраной британского Фалмута, это была их зона ответственности, однако и они не смогли подтвердить или опровергнуть сведения о терпящем бедствие контейнеровозе. Обязанность любого судна – оказать помощь в такой ситуации, поэтому было принято решение идти на сигнал. Через 2 часа мы уже были на месте и, как оказалось, очень вовремя – 330-метровая Flaminia горела, а экипаж, 22 немецких, польских и филиппинских моряка, дрейфовал на спасательном плоту.

Они и рассказали нам о том, что произошло: на судне случился взрыв, а затем начался сильный пожар. Один филиппинский моряк погиб прямо на месте. Очевидцы говорят, что он вместе со старпомом пошел проверять горевшее помещение, раздался мощный взрыв, и филиппинца просто не стало. Старпома сильно обожгло и выбросило на палубу. Серьезные ожоги получили еще трое моряков. Поднимать раненых было особенно сложно из-за волнения моря, поэтому мы использовали специальную корзину, предназначенную для передачи людей с судна на судно. Оказали им медицинскую помощь, какую могли, – промыли и смазали ожоги. Затем вышли на связь с координационным центром г. Фалмут, запросили консультацию врача.

Когда я описал состояние старпома – спереди он был черным от ожога с головы до ног, – доктор ответил: «Просто давайте ему морфий, он не выживет». Через 2 часа моряк действительно умер. Троим раненым мы оказали посильную помощь, но им срочно требовалась госпитализация. Поэтому я запросил береговую охрану как можно скорее предоставить нам быстроходное судно. Когда оно подошло, мы перегрузили раненых. Спустя 10 часов они уже были в ожоговом центре на Азорских островах. Позже я узнал, что двоих моряков выписали через 2 недели, третьему пришлось лечиться дольше и уже в Испании. Но выжил и он.

Вообще могу сказать, что весь экипаж моего судна действовал собранно, грамотно и очень профессионально. Именно благодаря этому нам удалось завершить спасательную операцию за 2 часа, оперативно организовать передачу раненых и в итоге их спасти. За наши жизни страха не было: я адекватно оценивал ситуацию, не подводил судно близко к горящему контейнеровозу. «Боевое крещение» у нас прошел второй помощник – поначалу не мог уколоть обожженного старпома Flaminia, первый укол за него сделал старший механик. Конечно, это шок, когда у тебя на руках умирает человек…

Владимир Александрович рассказал, что весь экипаж DS Crownотнесся к пострадавшим очень человечно: поделились одеждой, жили с ними в каютах по двое до прихода в Великобританию. В порту Фалмут судно встречали представители компании-владельца MSC Flaminia. Они поблагодарили за спасение своих моряков, каждому вручили благодарственное письмо и именные часы. 

Послание генерального секретаря IMO Койджи Секимидзу о представлении к награде капитана и его команды стало для Владимира Сафонова полной неожиданностью. Ведь множество моряков постоянно спасают людей на море – экипажи, туристов, беженцев. Наверное, такого признания достойны многие, потому что в подобных ситуациях поступают так же. Но их отвага остается незамеченной. Как потом объяснили, номинировала российских моряков береговая охрана Фалмута: капитан организовал и блестяще осуществил вместе со своим экипажем спасательную операцию в зоне их ответственности.

Вместе с Владимиром Сафоновым награды получили двое американских вертолетчиков –   за спасение людей с парусного судна во время урагана. Были и другие награжденные – всего около 30 человек. Их пригласили в Лондон, в штаб-квартиру IMO, на Ассамблею. Владимир Александрович ради такого торжественного случая даже китель купил! Каждому Койджи Секимидзу пожал руку, поблагодарил за службу и вручил сертификат «За выдающуюся отвагу на море» под аплодисменты делегатов от всех 170 стран-членов IMO.