На гребне волны, на гребне успеха

В эти дни Новороссийское морское пароходство (ПАО «Новошип»), крупнейшая российская судоходная компания, празднует свой 51 день рождения. В 1967 году она была создана на базе Новороссийского управления нефтеналивного флота, став преемником пароходства «Совтанкер» и наследником самого первого на Чёрном море парохода «Свет», который сделал свой первый рейс в 1885 году.

Больше полувека назад порт приписки Новороссийск принял сразу 115 крупнотоннажных танкеров с многотысячным коллективом моряков и штатом управления в 118 единиц персонала. Так начиналась славная история Новороссийского морского пароходства. О пути, пройденном за это время, вспоминают сами участники событий, люди, создававшие общую историю успеха. Их воспоминания вошли в книгу «Новошип: 50 лет на гребне волны», изданную в 2017 году.

Новороссийское морское пароходство практически сразу стало одним из градообразующих предприятий. Вместе с ним рос и сам Новороссийск. Орест Александрович Сычеников, первый начальник пароходства, заказал инженерам-строителям проекты гостиницы «Бригантина», поликлиники и больницы моряков, Дворца моряков, мореходной школы и высшего морского училища, базы техобслуживания флота, складов «Торгмортранса», 13-этажного здания управления пароходства, нефтегавани на Шесхарисе, детских садов, базы отдыха, а самое главное – жилых домов в районе Малой Земли.

Сычеников выбивал средства на строительство новых нефтевозов в Японии, Италии, Югославии, Финляндии. Так появились красавцы – большегрузы «Ленинакан», «Ленин», «Прага», «Леонардо да Винчи», «Джордано Бруно», «Галилео Галилей» и много других. За ними пришли первые отечественные супертанкеры типа «Крым» на 150 тысяч тонн. Именно Сычеников вывел Новороссийское пароходство на одно из первых мест в стране. А сам Орест Александрович считал главным итогом жизни создание мощного непотопляемого флагмана нефтефлота СССР. Уже в 1968 году суда пароходства посетили более 180 портов в 55 странах мира. 

Из воспоминаний Ореста Александровича Сыченикова, первого начальника Новороссийского морского пароходства: «Профессиональных моряков не хватало, и тогда по всем кубанским станицам мы послали гонцов с призывом: «Землепашцы! Становитесь пахарями морей!». Казаки нехотя покидали свои хаты, но, повидав диковинные страны, стали уже сами вербовать «чубатых» хлопцев».

Вспоминает Геннадий Николаевич Федченко, бывший вице-президент по безопасности флота: «Как-то в первые рейсы капитаном танкера меня посылают на Кубу возить патоку между кубинскими портами. Раньше этой работой занимались американцы, но тогда они Кубе объявили бойкот. Сахарные заводы уже затоварились патокой, производство останавливалось, вот мы её и возили. Ни карт, ни лоций не было, но за три месяца ни одной аварии у нас не случилось. Однажды надо было пройти мимо американской базы Гуантанамо. И ни с того ни с сего американцы попытались меня остановить, даже погнались за судном. А я решил не подчиняться. Иду себе и иду в открытом море, ничего не нарушаю. Так и ушёл. Во всех газетах тогда написали, что танкер «Свердловск» незаконно пытались остановить. Таких испытаний много было.

Когда образовалось Новороссийское морское пароходство, у нас даже помещения не было. Все помещения брали в аренду у порта или размещались на первых этажах многоквартирных домов. Чтобы установить кондиционеры, мы должны были просить разрешения в министерстве, такие были порядки. Хотя мы были градообразующим предприятием, включающим и ближайшие порты, и судоремонтный завод, и огромное количество многоквартирных жилых домов для моряков. Тогда мы и заложили основы НМП. С другими пароходствами произошли разные перипетии: пропали Балтийское и Черноморское, другие пароходства развалились, а Новороссийское и сейчас в числе ведущих в России».

Семён Георгиевич Труханов прошёл в НМП путь от моториста до старшего механика. Вот что он вспоминает: «Я более 40 лет был в море. Мы и чуть не утонули, и чуть не сгорели. На первой практике пошли во Вьетнам, так прямо в порту нас обстреляли американцы. Мы стояли у причала, а они обстреливали порт из крупнокалиберного пулемёта, и нас задевало осколками. Ещё был случай. Тогда мы с Доминиканской Республикой странами дружили. Они нас приглашали радушно. Но там преступность была. В порту Рио-Хайна я от судна отошёл метров на 50. Меня окружили человек шесть с ножом. Прямо на территории порта они собирались меня ограбить. Я попытался выбить нож. Хотели меня в шею ударить, но порезали руку. Охранник на судне это заметил, он с ружьём был, спугнул их. Судно потом ушло, а я остался в больнице. Эти путешествия в Санто-Доминго – дело очень хлопотное».

Александр Иванович Столпец работал механиком: «У меня была группа судов. Организовывал ремонт, техническое обеспечение, оформление документации, работал с регистрами. Я обслуживал легендарные суда «Казбек», «Лисичанск», «Леонардо да Винчи», «Маршал Будённый», «Маршал Гречко». У меня как-то журналисты брали интервью и потом написали в газете, что я – батька своих пароходов. Наверное, так я к ним и относился. Я был первым моряком в семье, по моим стопам пошёл сын. Он окончил нашу высшую мореходку, стал главным технологом пароходства. Внук мой окончил ту же мореходку. Он сейчас старший помощник капитана. И внучка окончила морскую академию. Занимается перевозкой грузов. Так что сейчас вся семья – моряки».

В 1987 году начальником Новороссийского морского пароходства стал Леонид Иванович Лоза. В непростое время, когда даже крупным компаниям было сложно выжить, Леонид Иванович сумел не только сохранить, но и приумножить танкерный флот страны, единственный в стране устоявший во время перестроечных бурь и штормов. По инициативе Лозы в 1992 году была принята программа обновления флота. Новые суда, построенные в ее рамках, сформировали основу компании на пороге третьего тысячелетия. В честь Леонида Лозы был назван танкер типоразмера «Суэцмакс». Танкеры данной серии – самые крупные по дедвейту в составе флота группы компаний СКФ, они способны одновременно перевозить три вида груза. При этом у них самый высокий класс экологической безопасности – Enviromental Protection.

Новый переломный момент в истории Новороссийского морского пароходства наступил 20 июня 2007 года. В этот день произошла консолидация двух крупнейших российских компаний – ОАО «Совкомфлот» и ОАО «Новошип». Объединение государственных активов, единая система технического менеджмента в управлении флотом и единая система кадров – всё это в разы повысило эффективность объединённой танкерной судоходной компании, одной из пяти крупнейших в мире. Очередным подтверждением правильности выбранного курса стали почётные награды, которые ПАО «Новошип» получило в октябре 2016 года. На III Международном финансовом форуме в Сочи компания была признана «Лучшим предприятием года», а президент ПАО «Новошип» Юрий Цветков стал лауреатом премии «Золотой статус» в номинации «Лучший руководитель года».

Начальник Новороссийского морского пароходства стал Леонид Иванович Лоза (1987 г
Орест Александрович Сычеников, первый начальник пароходства
 пароход «Свет»