На переломе

Приглашенная в качестве почетного гостя на заседание Федерации профсоюзов работников морского транспорта Ирина Черненко в дни проведения мероприятия была, пожалуй, самой востребованной персоной. Еще бы: всем не терпелось узнать, какими настроениями живет полуостров сегодня, и с чем ей, как председателю вновь созданного профсоюза, приходится бороться уже сейчас. Об этом в перерывах между заседаниями нам удалось расспросить саму Ирину Николаевну.  

– Расскажите, как создавался ваш профсоюз? Какие организации в него входят? Какова его численность?

– Учредительный съезд Профсоюза работников морского транспорта Крыма (ПРМТК) мы провели 25 марта этого года. В качестве делегатов пригласили лидеров профорганизаций из торговых портов Ялты, Феодосии, Керчи, паромной переправы «Керчь-Кавказ», Керченского рыбного порта, центра «Дельта-лоцман», морской поисково-спасательной службы и морского профтехучилища. Раньше все эти организации либо работали сами по себе, поскольку законодательство Украины это позволяло, либо находились в структуре разных украинских профсоюзов. После референдума настало время организоваться в новых политических условиях. Чуть позже к нам присоединились работники Евпаторийского торгового порта, и вышла организация порта Феодосии.

Пока мы находимся на этапе сбора и анализа статистической информации по количеству членов ПРМТК, предположительно это будет порядка 5-7 тысяч человек, из которых около половины – молодежь в возрасте до 35 лет. На предприятиях морского транспорта у нас традиционно был очень высокий процент членства, порядка 95% всех работников. И сегодня в наших профорганизациях состоят все сотрудники перечисленных крымских портов – от уборщицы до гендиректора. Люди легко организовываются, потому что верят в силу профсоюзов. Ведь они действительно защищали их трудовые права и давали им достойную зарплату. Кроме того, у нас было хорошее отраслевое соглашение, подписантами которого выступали мы в том числе. И сейчас главное – сохранить все то положительное, что было завоевано трудовым коллективом, и перенести это на новую законодательную базу.

– Трудно ли идет процесс перехода? Есть ли какие-то существенные различия в украинском и российском законодательствах?

– Сейчас, в соответствии с действующим в республике соглашением, мы живем в «переходном периоде», а значит, можем пользоваться украинскими законами там, где это не противоречит законам РФ. Но различия, безусловно, есть. Возьмем хотя бы продолжительность ежегодного отпуска – в Украине это 24 дня, в России 28 дней. Также это касается питания моряков портового флота: украинское законодательство позволяло компенсировать деньгами стоимость рациона питания, российское же это запрещает. Получается, что нам надо заново и очень быстро выстраивать целую систему – нанимать поваров, оборудовать камбузы, согласовывать это с санэпидемстанциями. А, например, работу на вредном производстве согласно российскому законодательству можно компенсировать либо молоком, либо деньгами, в украинском же – только молоком. 

– Что еще на повестке дня у Профсоюза работников морского транспорта Крыма?

– Самая большая наша проблема – эта, конечно, та политическая ситуация, которая сложилась вокруг Крыма, и отсутствие работы в прежних объемах. Грузоперевалки в портах фактически нет, грузопотоки потеряны по понятным причинам. Так, Керченский торговый порт занимался в основном транзитными грузами, больше 80% составляли грузопотоки из Украины в Россию. Сокращение началось, еще когда мы были в составе Украины, в кризис 2008 года. Теперь же, когда Крым считают непризнанной территорией, ситуация только усугубилась, и наши морские ворота практически перестали работать. Из-за этого людей переводят на сокращенный график, в Феодосийском порту, например, уже работают по 4 дня, об этом же думает руководство других портов.

– С какими проблемами сталкиваются сегодня моряки торгового флота?

– Сразу оговорюсь, что моряки торгового флота не объединены ни в ПРМТК, ни в какой-то другой профсоюз в Крыму. Но, как и все, они переживают тот же переходный период. Все сейчас перестраивается, это касается и морских учебных заведений. Например, Керченский морской технологический университет – наш крупнейший ВУЗ – сейчас находится на этапе перестроения, его даже пытались подчинить администрации морских портов. Большую озабоченность вызывает ситуация с обновлением морских дипломов, что пока невозможно делать в Крыму. Люди выходят из ситуации просто: садятся на паром, приезжают в Новороссийск и оформляют все здесь. Это, кстати, и быстрее, и дешевле.

– Как бы вы оценили взаимодействие ПРМТК и ФПРМТ?

– Безусловно, положительно. Нам бы очень хотелось продолжать и укреплять сотрудничество с Российским профсоюзом моряков, с которым у нас сразу сложились доверительные дружеские отношения. Спасибо РПСМ за помощь в организации поездки в Софию на 43 конгресс Международной федерации транспортников. Очень интересно было принять участие в таком масштабном мероприятии, пообщаться с представителями разных стран, в том числе и на политическую тему. Хотя, конечно, сколько людей – столько мнений.