На профсоюзной «вахте»

В Петербурге прошла череда важных профсоюзных мероприятий, в которых принимали участие представители организаций Российского профсоюза моряков (РПСМ) из всех морских регионов страны - от Владивостока до Калининграда и Новороссийска.

Флоту нужна молодежь

Старт профсоюзной неделе дал первый Молодежный форум РПСМ, в котором приняли участие профактивисты и курсанты морских вузов России. Что такое профсоюз и зачем нужно состоять в нем с самого начала профессионального пути – об этом ребятам известно не понаслышке. Итогом форума стало создание Молодежного совета РПСМ, который будет координировать работу нового поколения профсоюзных активистов – транспортников. В него вошли молодые представители РПСМ из разных регионов страны во главе с Артемом Боевым, председателем первичной профсоюзной организации моряков Севастополя. Он признанный молодежный лидер, состоит в Молодежном комитете Европейской федерации транспортников (ЕФТ) и не раз участвовал в международных профсоюзных акциях солидарности. Так что организаторского опыта ему не занимать.

Молодых моряков непосредственно касаются все современные вызовы в отрасли, но есть и особый, затрагивающий исключительно студентов морских ВУЗов: это, конечно, прохождение плавпрактики. На эту тему высказались присутствовавшие на форуме курсанты. По их словам, в настоящее время работа отделов плавательной практики, существующих на базе морских университетов, зачастую бывает неэффективной, туда обращаются, только если самостоятельные попытки устроиться через крюинги или напрямую через судоходные компании обернулись неудачей. Учебных судов в России мало, причем в основном это парусники. Несоответствие опыта, полученного на таких судах, условиям современного флота, огромные очереди на прохождение плавпрактики в немногих современных крупных компаниях, где реализуется собственная кадетская программа, – вот только часть проблем, с которыми приходится сталкиваться будущим морским профессионалам. Как сказал один из курсантов, тем, у кого нет связей и родственников в морской сфере, пробиться особенно сложно. А ведь морю нужны толковые офицеры, и судовладельцы заинтересованы в курсантах с высокой успеваемостью. Участники форума пришли к выводу, что если бы за каждым морским университетом было закреплено по крайней мере одно специализированное учебное производственное судно, проблему удалось бы решить.

Будь в курсе!

Эстафету от молодых моряков подхватил Совет РПСМ. Это постоянно действующий руководящий орган нашего профсоюза.

РПСМ традиционно уделяет особое внимание информационному обеспечению моряков и безопасности их труда, которую контролируют профсоюзные технические инспекторы. Это важные вопросы в охране прав плавсостава. Ведь от объективности и своевременности профсоюзных инспекций во многом зависит возвращение моряков домой живыми и здоровыми. Инспекторы посещают суда в портах, дают рекомендации членам судовых комитетов по приведению норм охраны труда на борту в соответствие с национальными и международными требованиями, активно пропагандируют среди российских моряков меры профсоюзного контроля за соблюдением их прав в сфере безопасности труда и охраны здоровья. Прошедший в этом году семинар технических инспекторов РПСМ, на котором обсуждались острые проблемы морской отрасли, связанные со снижением производственного травматизма, позволил нашим специалистам обменяться опытом проведения инспекций на судах в своих регионах. Все это, безусловно, сделает их проверки более эффективными.

Что же касается информирования моряков о работе их профсоюза, то это одна из его обязательных задач. Члены РПСМ должны знать, как защищаются их права на правительственном и международном уровнях, на уровне регионов и в диалоге с судовладельцами. Ведь реальная работа, дающая конкретные результаты, – лучшая мотивация профсоюзного членства. РПСМ и его региональные организации представлены в соцсетях и в интернете, издают ряд печатных СМИ. Это журнал «Морской профсоюзный вестник», «Профсоюзная морская газета» (издание ЮТО РПСМ), «Морской профсоюзный телеграф» (издание БТО РПСМ), их моряки и члены их семей получают бесплатно.

Особую обеспокоенность Совета РПСМ вызвало положение дел в Мурманском морском пароходстве. Старейшее предприятие страны (в сентябре ему «стукнуло» 80 лет) находится на грани банкротства, и возможно, уже сменило собственника. Серьезные финансовые трудности больнее всего ударили по рядовым работникам и морякам, оказавшимся не только без зарплаты, но и фактически брошенными по всему миру. Из 11 имеющихся в ММП судов четыре арестованы и находятся в иностранных портах. Денег на репатриацию моряков и смену экипажа тоже нет. В ситуацию вмешался Следственный комитет России, но заработанное люди не могут получить до сих пор. Совет принял решение обратиться к руководству России с требованием оказать практическую помощь по спасению старейшего предприятия, которое идет ко дну. А моряков-работников ММП просят сообщить о существующей задолженности по зарплате в Арктическую региональную организацию РПСМ.

РПСМ работает над введением электронного персонифицированного учета членов профсоюза. Это удобная система учета, а электронный профсоюзный билет может стать универсальной дисконтной картой, по которой можно получать скидки и участвовать в промо-акциях по всей России. Совет принял решение продолжить эту работу в пилотном режиме.

Кроме того, Совет рассмотрел выполнение ранее принятых решений и принял план работы РПСМ на 2020 год.

 

За нарушение прав профсоюзов - ответственность

Следующим на «профсоюзную вахту» заступил Совет Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ). В нем приняли участие представители ряда национальных отраслевых профсоюзов. Профсоюзные лидеры рассмотрели положение дел в членских организациях, отметив, что работодатель не дремлет и ведет наступление на права трудящихся по всем фронтам. История моряков Мурманского морского пароходства тому подтверждением. В Архангельске остро стоит вопрос о доступе представителей профсоюзов к рабочим местам их членов. Право на беспрепятственный и безвозмездный доступ на территорию морских портов для выполнения уставных задач – неотъемлемо, и Федерация будет его отстаивать.

Продолжается работа в составе группы Минтранса России по созданию единой централизованной государственной морской лоцманской службы. На контроле остается вопрос по внесению изменений в Трудовой кодекс РФ об установлении административной и уголовной ответственности работодателей за нарушения прав профсоюза при ведении переговоров и заключении коллективных соглашений. ФПРМТ совестно с Российским профсоюзом докеров будет добиваться законодательного запрещения использования заемного труда докеров-механизаторов и нормативного введения особенностей проведения спецоценки условий труда.