Не платишь зарплату – заплати еще и штраф

11 моряков с судна «Заполярье» Мурманского морского пароходства, на два месяца брошенного в Испании без воды, провизии и топлива, вернулись в Россию. Об этом сообщил Сергей Фишов, российский координатор Международной федерации транспортных рабочих (ITF).«На судно прибыл сменный экипаж», - сказал он, добавив, что у всех моряков на борту есть действующие контракты. Однако покинуть Испанию «Заполярье» все еще не может.

Всего, по данным координатора, проблемы в зарубежных портах возникли у семи судов ММП, часть из них была арестована из-за долгов пароходства. Помимо Испании, суда находились в США, Индии, Дании.Экипажи четырех из них обратились за помощью в профсоюз.Моряки т\х «Виктор Ткачев» (стоит в Кот-д’Ивуар с начала августа) написали в Российский профсоюз моряков (РПСМ): «Судно в целях экономии топлива обесточено большую часть суток. Готовим на костре. Продукты почти закончились. Так как отсутствует вода, нет возможности стирать и мыться. Бытовые условия ужасные». Моряки жаловались на длительные задержки и долги по заработной плате.

Сегодня в ММП заверили, что «Виктор Ткачев» обеспечен продуктами питания и водой, забункерован. Угрозы жизни и здоровью экипажа нет. Угрозы окружающей среде нет. Пятеро моряков репатриированы.

Однако у берегов Испании по-прежнему стоят «Заполярье» и «Северная земля», арестованный «Всеволод Белецкий» находится в индийском порту с ноября 2017 года. Т/х «Поморье» застрял в Новом Орлеане (США).

В самом пароходстве, как следует из пресс-релиза,  надеются, что СМИ будут писать о достижениях ММП, чьи суда крайне востребованы в освоении Арктики. Так,т/х «Новая Земля», находившийся на рейде порта Скаген (Дания) под арестом, и освобожденный  5 сентября, придет в Мурманск  для плановой смена экипажа и продолжит работу в Арктике. «Экипаж обеспечен продуктами питания и всем необходимым в достаточном объеме. Что касается работы остального флота, то в настоящее время компанией также осуществляются все необходимые мероприятия, связанные  со снабжением судов, репатриацией экипажей и продолжением нормального функционирования.Вопросы же, связанные с дислокацией и загрузкой судов, являются коммерческой тайной  компании и не подлежат публичному раскрытию».

Между тем по факту невыплаты зарплаты морякам Мурманского морского пароходства Следственный комитет РФ уже возбудил уголовное дело.  Как сообщает ТАСС, сумма задолженности составляет порядка 9 миллионов рублей. «В настоящее время принимаются меры к обеспечению погашения задолженности по выплате заработной платы перед работниками предприятия», – уточнили в СК.

Гострудинспекция в Мурманской области оштрафовала ОАО «Мурманское морское пароходство» на 403 тысячи рублей за несвоевременную выплату зарплаты, отпускных, несвоевременный расчет при увольнении и другие нарушения. Инспекция приняла от моряков и их родственников 41 обращение.

«На данный момент Мурманское морское пароходство привлечено к административной ответственности на общую сумму 403 тысячи рублей. На следующей неделе у нас еще десять постановлений запланировано, где-то еще выпишем штрафов на сумму порядка 400 тысяч рублей, - сообщили в инспекции. - Пока постановление не исполняется, и, соответственно, размер штрафа с отягчающими обстоятельствами увеличивается».

Совет директоров ОАО «Мурманское морское пароходство» провел внеочередное заседание по текущему состоянию дел. На заседании руководство компании доложило о том, что угрозы жизни и здоровью экипажей, находящихся за пределами Российской Федерации нет. Однако было отмечено, что ММП, как большинство других судоходных компаний, испытывает определенные финансовые трудности. Их причиной, прежде всего, являются западные санкции, общая ситуация в мировой экономике и последствия затянувшегося кризиса на рынке морских перевозок.

 «ОАО «Мурманское морское пароходство» не находится в стадии банкротства, – такое заявление сделала пресс-служба предприятия. - С начала года удалось значительно снизить задолженность по заработной плате и кредиторскую задолженность, откорректирована стратегия развития компании на период до 2020 года, внесены изменения в программу по реализации непрофильных активов в сторону увеличения. Ведутся переговоры с банками об открытии кредитной линии, а также с крупными заказчиками для заключения долгосрочных контрактов», –  сообщает пресс-служба ОАО «ММП».  Все эти меры должны вывести компанию на новый уровень развития, модернизировать флот и сохранить рабочие места.

Руководство Мурманского морского пароходства обратилось к  средствам массовой информации (СМИ)  с просьбой проявлять сдержанность: «Искусственное нагнетание обстановки в данный момент негативно влияет на решение текущих производственных вопросов с контрагентами и кредитными организациями в рамках проводимой реструктуризации, отрицательно сказывается на психологической обстановке в экипажах и их семьях», – говорится в пресс-релизе ОАО ММП.

Стало известно, что ММП уже снизило задолженность перед кредиторами с 51 млн рублей на начало года до 12 млн рублей.

А в это время

Российским морякам компании Palmali (Турция) удается добиться выплаты заработной платы и репатриации, только объявив голодовку или обратившись с открытым письмом к генпрокурору РФ.

Экипаж судна Riroil 2 (флаг Мальты, ИМО 9175200, порт приписки Валетта) объявил голодовку. Работодатель – компания Palmali - задолжала экипажу $200 тысяч. Как сообщает капитан, судно стоит на якоре за пределами 12 мильной зоны в нейтральных водах Черного моря,  уже три с половиной месяца.  Экипаж (9 россиян и гражданин Азербайджана) проработал  на борту шесть месяцев и больше. Зарплату за все время работы не видели ни разу. 

«Компания полностью игнорирует просьбы моряков о репатриации и выплате заработной платы», – пишет капитан в обращении  в капитании портов Новороссийск, Кавказ, Керчь, Севастополь, администрацию Мальты,  а также в Российский профсоюз моряков, Международную федерацию транспортников,  Российский морской регистр судоходства. Экипаж требует  обеспечить контроль за выполнением компанией PalmaliGemicilikveAcentelik A.S. всех обязательств  согласно конвенции КТМС – 2006, включая охрану жизни и здоровья членов экипажа танкера и его репатриацию в страну проживания.

В таком же положении находятся экипажи Riroil 3 (флаг Мальты, ИМО 9175224, «застрял» в нейтральных водах Черного моря)  и AdriaticMariner (флаг Мальты, ИМО 9175157, стоит в порту Эрегли / Турция).

Месяц назад морякам выплатили долги по зарплате за семь месяцев после такой же голодовки, но в Таллинне. 15 членов экипажей судов Masalli (флаг Мальты, ИМО 9435313) и Bozdag (флаг Мальты, ИМО 9194012) привлекли внимание СМИ к гуманитарной катастрофе на борту: последнюю зарплату получили за декабрь, контракты давно закончились, продуктов на борту по минимуму, а питьевую воду  нужно самим покупать.

Еще раньше после голодовки и обращения в профсоюз выплатили зарплату некоторым морякам судна Riroil-5.

В Palmali в курсе, что моряки объявили бессрочную голодовку, однако пока никаких действий для урегулирования конфликта не предприняли. Ситуацию с невыплатой денег здесь объясняют сложностями с банковским обслуживанием: Palmali работает с американскими банками, некоторые из которых находятся под санкциями.

По сообщению пресс-службы Росморречфлота, в акватории морских портов Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных за различные нарушения находятся три грузовых судна компании-оператора Palmali.  Осмотры, проведенные инспекциями госпортконтроля, выявили там  ряд нарушений, в том числе и требований Конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве» 2006 года – невыплата заработной платы.

И вот последние новости. Валерий Кетенчиев, капитан танкера AdriaticMariner (флаг Мальты, ИМО 9175157, порт приписки Валетта) направил заявление в адрес Юрия Чайки, генерального прокурора РФ, с  требованием провести следственные мероприятия по факту невыплаты зарплаты в течение шести месяцев и насильственного удержания экипажа на борту.

Когда верстался номер

Не смотря на заверения руководства Мурманского морского пароходства, на «Заполярье» снова проблемы. Судно так и не забункеровали. В связи с отсутствием топлива на борту и истекшими судовыми документамиморские власти Испании признали небезопасным место стоянки теплоходаи приняли решение о буксировке судна к причалув ближайшем порту.Профсоюзные инспекторы ITF в Испании и России держат ситуацию на контроле.