Не там причалил

Балкер Vitaspirit под флагом Мальты при прохождении пролива Босфор протаранил расположенный на берегу старинный особняк.

Vitaspirit, порт приписки Валетта, следовал из Египта на Украину транзитом через Босфор. Авария произошла около моста султана Мехмеда Фатиха, соединяющего азиатскую и европейскую части Стамбула. По предварительным данным, причиной инцидента стали проблемы с рулевым оборудованием. Пострадавших нет, однако прибрежному поместью 1850 года постройки стоимостью 85 миллионов долларов нанесен масштабный урон. Второй и третий этажи оказались разрушены, частично обрушились стены на первом этаже и крыша. Особняк Хекимбаши Салих Эфенди имеет историческое значение, он использовался как арт-пространство, здесь часто проводились выставки и справлялись свадьбы, так что инцидент вполне мог бы обернуться трагедией.

Балкер Vitaspirit длиной 225 метров под мальтийским флагом, врезавшийся в историческое здание 19 века на Босфоре, отбуксирован на рейд в Мраморное море, где оставлен до выяснения всех обстоятельств. Ведется следствие.

Новая авария в Босфоре возродила горячие споры касательно строительства канала Босфор-2, который смог бы разгрузить морской трафик. В пользу сооружения второго канала говорит то, что проходящий через центр Стамбула Босфор с каждым годом принимает все больше крупнотоннажных судов, в том числе с опасными грузами. Через довольно узкий S-образный пролив с меняющимися течениями следуют более 56 тысяч судов в год, в том числе 10 тысяч нефтеналивных, что является постоянным источником беспокойства для населения и властей мегаполиса.

А прецеденты были. Начиная с 1953 года, на Босфоре произошло около 500 аварий. Наиболее заметными стали столкновение румынского танкера и греческого сухогруза в ноябре 1979 года. Тогда в результате взрыва погибла почти вся команда танкера – 42 человека. В 2003 году танкер под грузинским флагом сел на мель, что стало причиной разлива 480 тонн нефти.

Особая статья – таран зданий. В этой части Стамбула на побережье немало старинных роскошных особняков. Их владельцы знают много историй, когда семейный обед прерывался: это вламывался в столовую нос очередного судна. В книге "Стамбул. Город воспоминаний" турецкого писателя Орхана Памука описано, как в 1963 году нечто подобное произошло при участии советского теплохода «Архангельск» Балтийского морского пароходства.

Что же до планов по сооружению "Босфора-2, то этот канал пройдет к западу от Босфора, через европейскую часть Большого Стамбула. Начинаться в Мраморном море он будет примерно в районе нынешнего аэропорта Ататюрк. Создание канала предполагается приурочить к 100-летию Турецкой республики, которое будет отмечаться в 2023 году.

Согласно проекту, "второй Босфор" должен быть длиной 45-50 километров, глубиной 25 метров, его средняя ширина - 150 метров. Такие размеры позволят проходить через него большим пассажирским лайнерам, танкерам и даже подводным лодкам. Для сравнения, Суэцкий канал сейчас имеет глубину порядка 20 метров и ширину до 350 метров. По берегам нового канала должны быть построены резиденции и частные дома.

Идея построить дублер Босфора появилась очень давно. Изначально такой канал планировал еще султан Сулейман Великолепный, а великий турецкий архитектор Мимар Синан даже сделал проект. Затем Османская империя возвращалась к этой идее еще несколько раз, но дальше разработки плана в силу разных причин дело так и не пошло.

 

За секунду до аварии. Снимок сделан с веранды соседнего ресторана
Особоняк 19 века прямого тарана не перенес