Новооссийским морякам непризнание не грозит

С 1 января 2017 года вступают в силу Манильские поправки к конвенции ПДНВ. Они, среди прочего, касаются и медицинского освидетельствования моряков. Его теперь могут проводить только признанные медучреждения, специализирующихся на нем и внесенные в  национальные реестры. В России такого реестра все еще нет. Как изменится с нового года система медицинского обслуживания моряков? И будут ли медицинские свидетельства, выдаваемые в России, приниматься в иностранных компаниях и других государствах?

Заветный список

- Никаких существенных изменений  в процессе прохождения новороссийскими моряками медкомиссии произойти не должно, - уверена Елена Яковлева, председатель комиссии  по медосвидетельствованию плавсостава ФГБУЗ НКЦ ФМБА  России. - Наша поликлиника в составе лечебного  учреждения  федерального уровня выдает морякам свидетельства, которые  принимаются всеми крупными страховыми клубами и означают допуск к работе на судах практически под любым флагом. Более того, в преддверии вступления в силу Манильских поправок с нами связался ряд крупных крюинговых компаний России и зарубежья. Их представители, формирующие экипажи по заказу судовладельцев из разных стран, сообщили, что наша поликлиника включена в их списки медицинских учреждений, одобренных для проведения медкомиссии плавсостава с 1 января 2017 года. Поэтому наши свидетельства, несомненно, будут и дальше приниматься работодателями во всем мире. 

Интрига, тем не менее, будет существовать, пока в России не выполнят требования международных конвенций. Ведь не только Манильские поправки обязывают страны составить перечень медицинских учреждений, которым дозволено проводить медосмотры плавсостава (и, кстати, сделать этот перечень  доступным для любого заинтересованного лица). Единый национальный реестр доверенных клиник – это еще и требование Сводной конвенции МОТ "О труде в морском судоходстве", вступившей в силу уже более трех дет назад. Однако, необходимых правовых актов у нас  все еще нет. В этой ситуации Российский профсоюз моряков,  опасаясь, что с нового года медицинские свидетельства, выдаваемые в России, просто не будут приниматься в иностранных компаниях, что создаст очевидные проблемы и российским морякам, и российским судовладельцам, был вынужден обратиться к Правительству РФ.

И вот в самом конце 2016 года пришло две новости на эту тему. Во-первых, стало известно, что процесс создания единого реестра признанных медучреждений на территории РФ все-таки стартовал. Правда, запустило его не Министерство здравоохранения, как можно было бы ожидать, а некоммерческое партнерство "Ассоциация крюинговых компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков" совместно с Научно-исследовательским институтом промышленной и морской медицины ФМБА России. И новороссийская поликлиника ФГБУЗ НКЦ ФМБА  России в этот перечень точно вошла. А во-вторых, комитет по безопасности на море  Международной морской организации призвал государственные портовые органы контроля до 1 июля 2017 года во время инспекций ограничиться пока только предупреждениями о несоответствии документов моряка требованиям Манильских поправок. Полгода на раскачку еще есть?

Взвешенные люди

Однако, Манильские поправки – это не только «бумажные» требования. Они также обязывают при приеме на работу уточнить требования к физической форме моряка. На практике это может означать ужесточение контроля за соотношением веса и роста человека - индекса массы тела BMI. Он рассчитывается по простой формуле: вес в килограммах делится на рост в метрах, возведенный в квадрат. По мнению врачей, если этот индекс больше 30, существует риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, таких как артериальная гипертензия, ишемическая  болезнь сердца, а также сахарного диабета.

 Не секрет, что именно сердечно-сосудистые заболевания уже сейчас - наиболее распространенный недуг среди моряков и ситуация усугубляется тем, что все больше среди них тех, кто имеет лишний вес. Проблема ожирения вслед за европейцами стала неотступно преследовать и российских моряков.

- Многие компании уделяют этому вопросу колоссальное внимание, - продолжает Елена Яковлева. - Существующий порог рекомендованного показателя BMI - не более 30. Если он превышен, то при допуске человека к работе мы даем ему специальные рекомендации по питанию. А, например, норвежская медкомиссия, которую мы также уполномочены проводить, вообще не допускает к работе на судах моряков с лишним весом.

В России таких жестких стандартов пока нет. Но тренд очевиден, и морякам необходимо принять его к сведению. 

В ответе за здоровье

Отделение медицинских осмотров НКЦ ФМБА России, в котором проводится  медосвидетельствование  плавсостава, остается единственным медицинским учреждением в Новороссийске, которое имеет сертификат соответствия системе менеджмента качества. Иными словами, и качество, и полнота обслуживания здесь соответствуют самым высоким стандартам. Именно поэтому крупнейшие крюинговые компании города сотрудничают с клиникой не только в части медосвидетельствования, но и для точной диагностики, обследования и дальнейшнего лечения заболевшего моряка.

- Главная трансформация, которую сейчас проходит российская морская медицина – это прививание врачам персональной ответственности, - считает  директор  ФГБУЗ НКЦ ФМБА России Нина Чугунова. - За рубежом, например, общепринятый стандарт обязывает доктора отвечать за каждый поставленный диагноз. Необходимо, чтобы и в нашей стране каждый врач осознавал высокую степень своей ответственности, когда он ставит подпись под заключением о состоянии здоровья пациента.

Тренд на ужесточение требований к состоянию здоровья моряков действительно задают международные стандарты, и эксперты сходятся во мнении, что в России этот процесс будет набирать обороты по примеру западных образцов. Так, при отсутствии национальной законодательной базы многие российские работодатели уже вводят дополнительные обследования своих моряков, а некоторые даже предпочитают вылечить человека прежде, чем его трудоустроить.

- Все больше крюинговых компаний вводят в медкомиссию ультразвуковое исследование  брюшной полости и мочевыводящих путей  для выявления  мочекаменной  и желчнокаменной болезней, дополнительные исследования, в том числе и расширенный биохимический анализ крови, - говорит Елена Яковлева. - Сейчас действительно идет ужесточение требований и  международных, и корпоративных, чтобы снизить процент неожиданностей в рейсе. Все понимают, что человек, уходящий в море, должен быть здоров.