Орел нашел спасенье на «Памире»

Олег Кобзарь, боцман танкера «Памир» ПАО «Новошип», четверть века в морях - солидный срок, чтобы стать «экспертом» по заморским странам и городам.

Баунти и форс-мажор

 - В конце девяностых и начале нулевых мы много работали в Центральной Америке и Карибском бассейне. Загружались где-нибудь в Венесуэле и как трамвайчики бегали от Гватемалы к Сальвадору, Никарагуа, а оттуда к Антильским островам. Есть что вспомнить: и красивейшие пляжи с прохладным бризом, и свежепойманные креветки, которые в любом порту можно купить почти даром. Мы их сами жарили с маслом и луком – никакого сравнения с магазинными. А еще там живут удивительные люди. У всех местных жителей  – от Каракаса до Сан-Хуана – есть общая черта: они хоть и не богаты, но при этом никогда не унывают. Вот чему у них стоило бы поучиться.

Но даже в баунти-регионах бывают форс-мажоры. Помню, как-то стояли на разгрузке в сальвадорском порту Акахутла. Это крупнейший порт страны, но у него есть большой минус – открытая гавань плохо защищена от волн и ветра. Вот и в тот раз со стороны Тихого океана после очередного шторма пришла зыбь. Судно качало метра на полтора – два, кажется, во всех плоскостях сразу. Тогда за сутки у нас шестнадцать полипропиленовых  канатов порвало. Аврал каждые полтора часа.

Следы на палубе

- Приходилось поработать и в западной Африке. Африка вообще вся не подарок. На востоке там сомалийские пираты, ну, а на западе целые поколения выросли, промышляя судовыми кражами в местных портах. Для таких ребят подплыть под покровом ночи на незаметной лодчонке, которую ни один радар не отобьет, вскарабкаться на судно и упереть, что плохо (а то и хорошо) лежит - минутное дело. Постоянно держишь ухо востро.

Однажды стоим на  рейде в Лагосе, ждем, когда поставят нас к причалу. Посреди ночи экипаж поднимают по тревоге. Вахтенный матрос во время обхода обнаружил проникновение посторонних. Бежим на корму, видим мокрые следы босых ног, на леерах размочаленный канат с крюком, дверь в румпельное отделение взломана ломиком. Похоже, что мы вовремя спугнули воров, поживиться они успели только швартовым концом. Работа в море и без того трудна и опасна, а пиратство и разбой делают ее еще тяжелее. Понятно, что этот регион любовью моряков не пользуется.

Пернатый безбилетник

- Несколько лет назад шли на «Памире» из Кореи в Чили. Часть маршрута проходила недалеко от Мексики. И тут на нас обрушился  шторм, вполне обычный для этих широт. Чуть он утих, пошли делать обход судна. Смотрим, недалеко от  бака, на кабельной трассе под переходным мостиком, -  белоголовый орлан. Похоже, буря измотала его вконец, и он нашел спасение у нас, спрятался от верной гибели.

Лететь он никуда не мог, надо было дать ему возможность прийти в себя. Решили посадить его в импровизированную клетку и накрыть грузовой сеткой. Нечего все-таки «зайцу» по палубе расхаживать, хоть он и орел. Кидаем ему сырое мясо – не ест. Толи гордый такой, толи питается только тем, что сам схватил и убил. Чахнет, но не притрагивается. Чтобы он не умер у нас от голода, пришлось насильно его кормить и даже поить. Прошло три дня - и орел окреп. А тут и погода наладилась, и мы выпустили его на волю.

В Кейптаунском порту

- Пару лет назад мне удалось почувствовать себя туристом в одном из самых красивых городов южного полушария, Кейптауне. Самая известная его достопримечательность - Столовая гора. Но путь туда неблизкий, а у моряка каждая минута отдыха на берегу в особой цене. И я отправился на набережную королевы Виктории и принца Альфреда. От порта всего двух шагах и тоже туристическая Мекка.

Здесь есть старинные дома времён королевы Виктории, полностью отреставрированные и очень красивые. Благодаря художественной ковке балконов, лепнине и ярким фасадам они очень напоминают то, что приходилось видеть на юге Европы – во Франции, Италии, Испании. Только со слонами, крокодилами и прочими малыми архитектурными формами на африканскую тему. То же самое и на сувенирных развалах: маски, фигурки аборигенов. Я вот выбрал себе шляпу в стиле «Крокодила Данди», езжу теперь в ней на природу и Кейптаун добрым словом вспоминаю.

В Кейптаунском порту
Олег Кобзарь, боцман танкера «Памир» ПАО «Новошип»
Пернатый безбилетник - белоголовый орлан.
Акахутла
Кейп