Осторожно, Эбола!

В морских портах многих стран мира из-за лихорадки Эбола, вслед за аэропортами, введен мониторинг судов, прибывающих из стран Западной Африки, пострадавших от вируса.  

Недавно балкер «Western Copenhagen», следующий из Гвинеи в Украину, получил запрет на вход в воды Мальты. Поводом послужило подозрение на вирус Эбола у одного из членов экипажа. Капитан судна при подходе к Мальте сообщил, что на борту находится филиппинец с симптомами, схожими с теми, что появляются при смертельной лихорадке. Портовые власти отказали «Western Copenhagen» в постановке к причалу. К судну был направлен военный патрульный катер, который проконтролировал действия экипажа.  Балкер в мальтийские воды не зашел, предположительно он взял курс на Сицилию. 

В Новом Орлеане в составе экипажа рефрижератора «Phoenix», ошвартовавшегося в порту, оказался тяжелобольной моряк. С подозрением на заражение вирусом Эбола его и двух других членов команды незамедлительно сняли с борта судна и отправили в госпиталь. Проведенный тест показал отрицательный результат. Власти США тогда заявили, что это был случай малярии: за два дня до прибытия в Новый Орлеан еще один моряк с этого судна с малярией был отправлен в госпиталь на Багамских островах. Позже он скончался. 

В Бразилии суда, которые последние три недели находились на стоянке в пострадавших от Эболы странах (Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне, Нигерия и Сенегал), будут получать разрешение на постановку к причалу только после тщательных проверок. При необходимости, чтобы оценить обстановку на борту и проверить санитарные условия, их будут посещать инспекторы. В случае подозрения на угрозу безопасности судно будет поставлено на отдаленной рейдовой стоянке, а члены экипажа немедленно доставлены в больницу для получения квалифицированной медицинской помощи. В одном из стратегически важных портов Бразилии – Сантосе – уже введен карантин. Это означает, что судно, следующее из страны, где вирус получил широкое распространение, должно переждать 10 дней на рейде прежде, чем портовые власти дадут разрешение на заход. Если учесть, что переход через Атлантику тоже занимает около 10 дней, получается, что инкубационный период лихорадки, составляющий как раз 21 день, выдержан и можно реально оценить эпидемиологическую ситуацию на борту. 

А как осуществляется контроль в Новороссийске? Специалисты Роспотребнадзора, как выяснилось, ежесуточно проверяют суда, прибывающие в порт. Эта процедура осуществлялась и до пандемии Эболы, проводится она и сейчас. Создан специальный санитарно-карантинный пункт. Суда из стран Западной Африки в Новороссийске – большая редкость. А из других эпидемиологически неблагополучных стран, бывает, заходят. Санитарные врачи поднимаются на борт судна, опрашивают моряков о состоянии здоровья и проводят бесконтактный термометрический контроль - современные приборы это позволяют. Пока недомоганий выявлено не было.  

По последним данным Всемирной организации здравоохранения, зафиксировано более 8300 случаев заражения вирусом, более 4000 человек погибли. Для заболевания характерны внезапное повышение температуры, выраженная общая слабость, мышечные и головные боли, а также боли в горле. Зачастую симптомы сопровождаются рвотой, диареей, сыпью, нарушением функций почек и печени, а в некоторых случаях как внутренними, так и внешними кровотечениями. Эбола может передаваться только при непосредственном контакте с кровью или биологическими жидкостями инфицированного человека или животного. Международная палата судоходства (ICS), Международный морской совет работодателей (IMEC) и Международная федерация транспортников (ITF) сформулировали ряд рекомендаций, позволяющих избежать заражения опасным вирусом: 

1.       Капитан судна должен гарантировать, что экипаж ознакомлен с опасностью заболевания и способами передачи вируса. 

2.      На судах, заходящих в неблагополучные в эпидемиологическом отношении страны, в обязательном порядке должно соблюдаться требование кодекса по охране судов и портовых сооружений (ОСПС), согласно которому посторонние лица не имеют права подниматься на борт теплохода. 

3.      Капитану следует внимательно изучать возможность схода моряков на берег в опасных портах.

4.      Судовладелец/оператор должны избегать смены членов экипажей в портах стран, где существует очаг лихорадки Эбола. 

5.      Экипаж должен быть осведомлен о симптомах вируса и немедленно сообщить о них ответственному по медицине на судне. 

По информации Российского профсоюза моряков (РПСМ), в странах Западной Африки на судах оффшорного сектора и судах, заходящих в порты Западного побережья, работает, по меньшей мере, тысяча российских моряков. 

Остается добавить, что лихорадка Эбола является лишь одной из 24 особо опасных инфекций, входящих в специальный перечень Всемирной организации здравоохранения. Геморрагических лихорадок в перечне несколько, и медики всех стран сталкиваются с ними регулярно.