Отлично поработали!

4 миллиона 493 тысячи долларов моряцких зарплат, незаконно удержанных судовладельцами, Международная федерация транспортников (МФТ) в России помогла вернуть в 2018 году. За год четверо инспекторов – Петр Осичанский (Владивосток), Ольга Ананьина (Новороссийск), Кирилл Павлов (Санкт-Петербург), Вадим Мамонтов (Калининград) и их координатор Сергей Фишов – проинспектировали 527 судов, заключили и пролонгировали 48 коллективных договоров.

Какие же проблемы в первую очередь волнуют моряков? На протяжении всех последних лет в их обращениях в МФТ лидируют долги по зарплатам. Чаще всего к помощи профсоюза вынуждены прибегать моряки из Черноморского и Дальневосточного регионов.Решать сложные задачи команде МФТ удается благодаря боевому настрою и тесному взаимодействию с коллегами по всему миру.

В 2018 году самым проблемным для МФТ стал Черноморский регион. Картина в портах на протяжении нескольких лет складывается удручающая: здесь много мелких компаний с нищенскими зарплатами и убитымив техническом отношении судами, на которых отсутствуют коллективные договоры. Добавьте сюда слабое профсоюзное движение и экономические сложности в большинстве стран Черного моря, откуда приходят на флот моряки.Ведь главные поставщики рабочей силы для судоходной отрасли в регионе – это Турция, Украина и Россия. Успешную оборону в Черноморском регионе держит первая и пока что единственная женщина-новороссийский инспектор МФТ Ольга Ананьина. Ольга вынуждена работать на отлично, именно она разгребает многочисленные жалобы моряков, возникших как следствие проблем в отрасли в регионе. Но прежде всего, это заслуга самого инспектора: Ольга обладает всеми качествами, необходимыми для работы в МФТ.

Задолженность по зарплате – проблема № 1

Из года в год долги по заработной плате остаются самым частым основанием для обращения в профсоюз и МФТ, поэтому львиную долю возвращенных морякам средств в 2018 году составила именно погашенная задолженность. Так, вмешательство инспекторов позволило моряку с судна NorgasCreation вернуть невыплаченную заработную плату в размере $12 000. МФТ связалась с компанией NorgasCarriers, которая подтвердила наличие задолженности, но не могла ее возместить из-за ареста судов кредиторами.  Долги перед моряком погасила другая фирма, взявшая контроль над Norgas.

Другой случай с турецким судовладельцем AkdenizRoroDeniz  – отличный пример не только деятельности МФТ, но и успешного взаимодействия с инспекцией государственного портового контроля.  После их вмешательства компания вернула экипажам нескольких судов деньги в сумме более $100 тысяч.

За справедливостью в суд 

Добиться справедливости и отстоять права российских моряков удается через суд и правоохранительные органы.  Например, за 10 месяцев прошлого года инспекция МФТ во Владивостоке направила четыре обращения в транспортную прокуратуру по проблемам моряков, работающих на судах EastStar,  SeaAlexa, CrystalEast. Три обращения в следственный отдел на транспорте Следственного комитета  РФ по Приморскому краю по проблемам моряков, работающих на судах PortMay, Majesty, Skua, четыре исковых заявления в суд по искам членов экипажей с теплоходов  Ich»,  PortMay, East Star-1, CrystalEast.

Кроме того, по проблемам моряков, работающих на судах под российским флагом, инспектора МФТ дважды обращались в Государственную инспекцию по труду в Приморском крае, впредставительство МИД по Приморскому краю, а также в Генеральное Консульство РФ в Арабских Эмиратах. Все эти меры предпринимались, чтобы вернуть домой экипаж, полгода ждущий на арестованном в Арабских Эмиратах судне CrystalEast.

Одним колдоговором больше

На долю МФТ в Санкт-Петербурге приходятся не только возращенные долги, но и большое количество подписанных соглашений. Так, в 2018 году на судне Uta (флаг Панамы) появился договор общей стоимости экипажа (ITF/UNIFORM/TCC).

При проверке на теплоходе в порту Северной столицы оказалось, что моряки работают без колдоговора, а значит, условия их труда и быта далеки от идеала. Следующей страной захода должна была стать Финляндия, где, скорее всего, судно без документа МФТ попало бы под акцию протеста: в скандинавских странах докеры, проявляя солидарность с моряками, даже не приступают к работе с грузом, если у членов экипажа нет гарантий на достойную занятость.В результате судовладелец принял решение подписать соглашение. Для сравнения: зарплата матроса класса AB выросла с $1200 до $1806.И это – не единственное преимущество, которое теперь есть у моряков: повысилась и сумма страховки в случае потери трудоспособности или жизни, улучшилось питание, а расчет овертаймов будет происходить на более выгодных для плавсостава условиях.

Как победили «черный список»

Встречаются порой и такие поразительные истории. В прошлом году в инспекцию МФТ в Калининграде за помощью пришел моряк, проблема которого началась в 2010 году. Восемь лет назад его списали с судна под флагом Маршалловых островов с формулировкой «за употребление алкоголя на борту». Медицинского осмотра не было – вердикт вынес капитан. После этой истории моряк благополучно работал на разных судах и не знал, что администрация флага Маршалловых островов занесла его в некий список, который перекрыл ему путь к трудоустройству на «маршалловы» суда. Выяснилось это, когда респектабельный судовладелец, подписав с моряком контракт, впоследствии отказал в работе. Работодатель пояснил, что «судно ходит под флагом Маршалловых островов, а вы у них в черном списке». МФТ долго разбиралась, как так вышло,что нарушитель Кодекса торгового мореплавания на всю жизнь потерял право работать под их флагом. Пришлось неоднократно обращаться в администрацию флага и регистр, получатьв ответ сухие отписки. И все такикалининградская МФТ добилась официального извещения от  администрации флага, что российский моряк «восстановлен в статусе имеющего право на работу». Практика «черных списков» в очередной раз была преодолена.

В единой крепкой команде

Координатор МФТ в России Сергей Фишов неоднократно подчеркивал, что результативная работа МФТ – заслуга всей команды. И речь не только об инспекторах в России. Порой, чтобы добиться выплаты долга или компенсации для одного российского моряка, в борьбу включаются коллеги из трех-четырех стран мира. Вот почему так важна солидарность.

– В этом году мы сработали хорошо и слаженно, результаты по многим аспектам превзошли прошлый год, – прокомментировал  Сергей Фишов. – Хочется подчеркнуть, что это заслуга сплоченной команды, которая весь год была единым механизмом. В первую очередь, это конечно инспекторы МФТ, но не только: мы работаем в тесном взаимодействии с региональными/территориальными организациями Российского профсоюза моряков, техническими инспекторами РПСМ, а также с инспекторами МФТ по всему миру.

Напомним, что в прошлом году российская инспекция МФТ заняла второе место в мире по сумме возвращенных морякам денежных средств. Помимо этого инспекторат занял лидирующие позиции по количеству проведенных проверок.

Подвал В единой команде МФТ
Спасибо МФТ