От Босфора до Батуми

В Батуми прошла рабочая встреча инспекторов Международной Федерации транспортных рабочих (МФТ) государств Черноморского региона. Участники разрабатывали методику эффективного разрешения конфликтных ситуаций, связанных с нарушением трудовых прав моряков, а также обменивались опытом практической работы в каждой конкретной стране. Кроме того, поднимался вопрос о возобновлении проведения на Черном море старейшей кампании МФТ по борьбе с «удобными» флагами.

Известно, что одной из наиболее проблемных для моряков точек на карте является как раз Черное море. Правонарушений здесь традиционно очень много: это и системная невыплата заработной платы, и социальный демпинг, и высокий уровень травматизма моряков. В регионе работают 2500 судов, 1500 из них больше 20 лет, а 800 – и все 30. Все это стало поводом для старта кампании со звучным названием «Черное море позора». Цель – борьба с субстандартным судоходством в регионе. В 2013 году в  Болгарии, Румынии, России, Украине, Грузии и Турции была проведена первая Неделя действий МФТ против «удобных» флагов, под которыми чаще всего и происходит большая часть нарушений. В ее рамках моряки получили возможность больше узнать о деятельности МФТ и членских профсоюзов, задать интересующие вопросы и узнать о том, как защитить свои права. С тех пор такие акции здесь проводились ежегодно. Исключение составил 2016 год, однако на встрече в Батуми черноморские инспекторы единодушно обратились к руководству МФТ с просьбой возобновить кампанию.

Турецкий тупик

Наиболее проблемной страной, где моряк не может отстоять свои интересы и получить деньги с недобросовестного работодателя, по-прежнему является Турция. Это связано с бюрократизмом и отсутствием в стране законов, позволяющих эффективно защищать права работников. Даже «спасительная» конвенция MLC в Турции в полную силу не работает – страна ратифицировала ее только в марте 2017 года, а в силу она вступит еще через 12 месяцев.

«Ежедневно по Босфору проходит до 700 судов, больше половины из них - ржавые коробки, которые выходят из Турции и направляются в порты Азовского моря. Итог у такой работы один: невыплата зарплаты», - констатирует турецкий инспектор МФТ Музафер Цивилек. Было время, когда на якорной стоянке, специально выделенной портовыми властями Стамбула, постоянно находились от ста до двухсот судов. На них жили брошенные моряки, не видевшие своих зарплат по 5-11 месяцев. Это были украинцы, грузины и турки, реже – россияне. По-английски практически никто не говорил, моряки не могли нормально объясниться ни с профсоюзным инспектором, ни с адвокатом. В 2010 году МФТ даже провела здесь масштабную кампанию по вызволению экипажей, брошенных у турецких берегов.

Ситуация с защитой трудовых прав моряков с тех пор не слишком изменилась. Поток просьб о помощи в получении денег и репатриации от украинских моряков, работающих на судах турецких владельцев, все еще не иссякает.

С долгами не выпустят

В России бывает по-разному, но тут есть порты, в которых жизни и здоровье моряков, а также их трудовые права, защищаются неукоснительно. Таким примером стал Новороссийск. Как отмечает инспектор МФТ Ольга Ананьина, чтобы решить спорный вопрос, здесь достаточно просто обратиться с заявлением в капитанию порта. «После вступления в силу в России Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (MLC) ни одно обращение моряка не было оставлено без внимания, и ни одно судно, на борту которого имелась задолженность по зарплате экипажу, не вышло из новороссийского порта», - говорит инспектор.

В подтверждение этому Ольга приводит интересный случай из собственной практики. Некоторое время назад во время проверки представители PSC обнаружили на борту судна, зашедшего в Новороссийск, наличие внушительной задолженности по зарплате экипажу. Естественно, к теплоходу решили применить соответствующие меры – в данном случае это было задержание из-за нарушения требований конвенции MLC по оплате труда моряков. Украинский капитан судна на задержание отреагировал так: «Я же говорил своим судовладельцам: не идите в Новороссийск, не проскочите, всё равно остановят. Боялись фрахт потерять, вот жадность и погубила. А теперь не только фрахт потеряли, но и на расходы по стоянке попали».

Благополучные соседи

Похожая картина в Болгарии и Румынии, которые так же ратифицировали Сводную конвенцию о труде в морском судоходстве и теперь работают по ее правилам. Портовые власти, как и в Новороссийске, оперативно реагируют на обращения моряков о невыплатах зарплаты, что позволяет в короткие сроки решать трудовые споры. Инспектор МФТ из Констанцы Адриан Михалчиу рассказал, что в Румынии мнение профсоюза учитывается и при разработке законодательных актов, касающихся прав моряков.

Но самым образцовым государством для практической защиты моряков является, пожалуй, Израиль. Хотя географически страна не имеет отношения к Черноморскому региону, ее представители всегда участвуют в подобных встречах МФТ, так как в Израиль часто заходят суда, следующие из портов Черноморского бассейна. Инспектор МФТ Михаил Шварцман рассказал, что у них в стране процедура ареста судна, имеющего задолженность по зарплате, максимально упрощена. Более того, если суд решит продать теплоход за долги, это сделают буквально за месяц-два.

Обратный билет

В силу специфики работы на флоте именно репатриация моряков остается одной из главных болевых точек. Эта тема на рабочей встрече в Батуми была выделена особо.

- До недавнего времени репатриация брошенных моряков фактически лежала на плечах морских профсоюзов, МФТ и благотворительных организаций, - рассказывает новороссийский инспектор Ольга Ананьина. -  Ситуация должна была измениться с 2017 года, когда вступили в силу поправки к Сводной конвенции, обязывающие судовладельцев страховать сумму расходов на эти цели, а также четырехмесячную зарплату каждого. То есть даже в случае банкротства компании моряки не должны были пострадать ни в коей мере. Однако пока клубы взаимного страхования крайне неохотно выполняют свои обязательства по выплатам.

Инспектор приводит в пример судно турецкое Geo Star с украино-российским экипажем. Владелец застраховал свою финансовую ответственность по репатриации и заработной плате морякам в российской компании. Когда наступил страховой случай и экипаж обратился за помощью в возвращении домой, страховщик решил просто проигнорировать запрос. «Игра в молчанку» продолжалась несколько месяцев, и только под угрозой судебного разбирательства представители компании согласились выполнить обязательства по выплате.

Урегулировать подобные ситуации по старой традиции помогают инспекторы МФТ. В одной только России они ежегодно возвращают морякам миллионы долларов недополученной зарплаты. «Всегда найдутся судовладельцы, которые скажут, что на судне с сертификатом MLC нет нужды в коллективном договоре, - говорят в МФТ. – Они высокомерно заявляют своим работникам: «Профсоюз вам не нужен, ведь мы хорошие работодатели». Как правило, это как раз те, кто таковыми не являются».   

 

  

 

Турецкий тупик
Турецкий тупик