Пенсионные программы все оценят со временем

В молодости мало кто задумывается о том, как и на что жить после завершения карьеры. «Совкомфлот» и Российский профсоюз моряков (РПСМ) стремятся облегчить работникам переход на новый жизненный этап. Пенсионные программы, действующие для моряков группы СКФ, – проявление социальной ответственности компании и реальный пример заботы о людях. «Вестник СКФ» подводит итоги корпоративных пенсионных проектов, которые реализуются уже больше 10 лет. 

Однажды придет время

У моряков торгового флота с пенсией особая история. Работая под иностранным флагом, они зачастую не являются налоговыми резидентами РФ. Это значит, что за них не отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд России. Если моряк не успел накопить необходимый трудовой стаж для получения страховой пенсии (в  2019 году – 10 лет, к 2024 году повысится до 15), он сможет рассчитывать лишь на минимальную социальную пенсию по старости, право на которую он получит только через 5 лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста. Остается самостоятельно откладывать деньги на пенсию, но, как показывает статистика, делают это немногие, ведь хочется жить здесь и сейчас.

Группа «Совкомфлот» – крупнейшая судоходная компания нашей страны – нанимает только россиян и крайне заинтересована в том, чтобы в составе экипажей судов были лучшие кадры. Негосударственная пенсионная программа для моряков группы СКФ действует с 1 января 2007 года и реализуется совместно с компанией «Ингосстрах-Жизнь». Страховые взносы не удерживаются из зарплат: «Совкомфлот» из собственных средств производит ежемесячные отчисления в пользу моряка пропорционально отработанному на судне времени.

На протяжении 12 лет действия программы условие получения страховой суммы остается неизменным: достигнув пенсионного возраста, участник в любое время может забрать накопленные средства полностью или оформить пожизненные ежемесячные выплаты. Можно получать накопленную за время участия в программе сумму и равными долями в течение установленного строка (при выборе этой схемы невыплаченный остаток страховой суммы может быть унаследован). Если моряк покидает компанию до достижения пенсионного возраста, он исключается из программы и теряет право на выплату.

На конец 2018 года около 5 тысяч работников плавсостава группы СКФ являлись участниками пенсионной программы. А с начала действия программы 341 моряк получил пенсионные выплаты на общую сумму 87 млн рублей.

 

С профсоюзом рука об руку

 

Дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение – большое подспорье в начале нового жизненного этапа. Кроме того, это эффективный инструмент мотивации. В «Совкомфлоте» каждый моряк может рассчитывать на пенсионную выплату. Если программа «Ингосстрах-Жизнь» охватывает командный состав, донкерманов, боцманов и поваров, то матросы, мотористы и буфетчики включены в пенсионную программу, которую компания реализует совместно с Российским профсоюзом моряков.

 – РПСМ и «Совкомфлот» – давние партнеры, – говорит председатель профсоюза Юрий Сухоруков. – Мы постоянно ведем диалог. Если посмотреть на коллективный договор с СКФ, то он по всем пунктам отвечает требованиям Международной федерации транспортных рабочих (МФТ), говорим ли мы об оплате труда или социальных гарантиях. Недавно мы подписали новый договор на четыре года, и в нем зафиксировано ежегодное увеличение заработной платы, в том числе базовой ставки, что очень важно. Ведь от этой суммы рассчитываются другие составляющие заработной платы.

С 2010 года мы реализуем совместную пенсионную программу для рядовых моряков СКФ. При выходе на пенсию моряк, отработавший в компании более 10 лет, получает единовременную денежную выплату, которая формируется из собственных средств профсоюза и средств компании. Сумма выплаты для всех одинакова, но в дальнейшем мы планируем применять дифференцированный подход к ее исчислению – в зависимости от стажа работы.

Некоторые территориальные организации РПСМ в дополнение к этому предоставляют морякам, выходящим на пенсию, одноразовую компенсацию стоимости оздоровительного отдыха. Мы не просто перечисляем человеку деньги, а торжественно провожаем его на заслуженный отдых, благодарим за многолетний добросовестный труд и верность профессии. Такие церемонии уже стали доброй традицией, и для пенсионера это – событие.

Наша совместная пенсионная программа для рядовых – уникальное явление в мировой судоходной отрасли. Мы также высоко оцениваем усилия «Совкомфлота» по реализации совместной программы с негосударственным пенсионным фондом. По нашим данным, в российской судоходной отрасли подобных примеров просто нет. А в мире похожие условия предлагают своим работникам лишь некоторые компании первого эшелона, причем используются разные шкалы в зависимости от национальности моряка.

Компания не отказывается от исполнения своих обязательств даже в период низких фрахтовых ставок. Участие всех без исключения моряков в пенсионных программах демонстрирует реальную заботу о людях, и в этом направлении «Совкомфлот» и РПСМ идут рука об руку.

 

Пенсия: проверено на себе

Старшие механики судов «Совкомфлота» Сергей Супрун и Владимир Пляка, а также боцман Валентин Ружицкий недавно перешагнули условную черту и проверили на себе механизм работы пенсионной программы, которую реализуют компания и Российский профсоюз моряков (РПСМ). По биографиям наших собеседников можно с легкостью проследить историю компании. Морю они отдали по 30-40 лет.

Флотская карьера Владимира Александровича Пляки началась в 1977 году. После мореходной школы он пошел работать мотористом. Получил высшее образование и поднялся по карьерной лестнице. Работал на таких легендарных крупнотоннажных судах компании, как «Маршал Говоров», «Маршал Василевский», «Александр Покрышкин». Стармехом стал на танкере «Академик Пустовойт», в последнее время руководил машинной командой «СКФ Алтай».Владимир Пляка вспоминает лозунг, которым в 70-е годы встретила его мореходная школа: «Помни, моряк: романтика моря в большом труде!». Он часто вспоминался на пике карьеры, когда времени на отдых стало оставаться все меньше.

 – Раньше суда нечасто меняли, вот и я на танкере «Маршал Говоров» отработал 20 лет, от приемки до сдачи «на иголки», – рассказывает Владимир Александрович. – За всю карьеру сменил всего семь судов. На берегу уже четыре месяца, и снова хочется в море, но понимаю, что нужно поберечь себя. Что ни говори, а наша работа здоровья не добавляет. Помню времена, когда на флоте было психологически легче, даже в увольнения на берег ходили в обязательном порядке. С появлением первых компьютеров мы наивно надеялись, что вот теперь избавимся от бумажной работы, но с каждым годом нагрузка только возрастала. Стало много проверок, усложнилась отчетность. Сегодня в рейсе дни летят один за другим. Представьте: за годы работы в должности старшего механика я был в увольнении на берегу всего четыре раза. Чтобы пенсия была в удовольствие, по нашим временам нужно или иметь солидные накопления, или в течение жизни инвестировать во что-то надежное. Знаю таких предусмотрительных моряков, но большинство просто улучшают текущие условия жизни. Хорошо, что компания взяла на себя поддержку ветеранов. Со временем каждый работник это оценит.

– В молодости мало кто думает о том, что здоровье нужно беречь. Раньше на конвенциональных судах были полноразмерные спортзалы, бассейны – было проще поддерживать форму, – говорит Сергей Николаевич. – Впрочем, старшему поколению грех жаловаться. В жизни мы повидали много интересного, есть что рассказать внучкам, а у меня их три. Кто еще сможет похвастаться тем, что избороздил весь мир? Не был только в Австралии и Новой Зеландии. Внес свой вклад в мировую историю: во время вооруженного конфликта в Никарагуа мы возили туда топливо для военной техники.

Сергей Николаевич Супрун всю жизнь работал на судах Новороссийского морского пароходства. В 1984 году окончил НВИМУ, трудился на танкерах различных серий: «Победа», «Николоз Бараташвили», «НС Сильвер». Старшим механиком стал на «Валерии Чкалове», где отработал 10 лет. А в 2008 году его, как одного из самых опытных и квалифицированных старших механиков,  направили на новый продуктовоз «НС Стрим».

Валентин Алексеевич Ружицкий ходил в море 40 лет. Начинал матросом на рыбном флоте, в 90-е перешел на танкеры. 15 контрактов отработал на танкере «Петропавловск», а на пенсию вышел в должности боцмана танкера «СКФ Самотлор».

– Хотелось бы еще поработать, и здоровье позволяет, но ничего не поделаешь, – объясняет  Валентин Алексеевич. – Молодым необходимо больше думать о своем будущем, ведь жизнь в 60 не заканчивается. Они живут сегодняшним днем, будто завтра не наступит! Это мировая тенденция.

Ветераны СКФ призывают коллег не забывать о тех, кто ждет их на берегу: «Ориентация только на материальные ценности – тупик, жизнь более сложна и многогранна. С возрастом приходишь к тому, что главное – это твои близкие, – делится с нами Владимир Александрович. – Очень жалею о том, что на протяжении многих лет не было возможности участвовать в семейных праздниках, видеть, как растут дети. Это бесценно». 

Старший механик судов «Совкомфлота» Сергей Супрун
Старший механик судов «Совкомфлота» Владимир Пляка
боцман судов «Совкомфлота» Валентин Ружицкий