Первая среди равных

Новороссийская мореходная школа в прошлом была одной из лучших в Советском Союзе, а ее история тесно связана с историей Новороссийска. Даже в годы железного занавеса редкий год обходился тут без приема гостей из США и стран Европы, и все восхищались отличной учебно-производственной базой, организацией практики, условиями жизни курсантов и их воспитанием.

Начиналось все больше полувека назад. В те годы бурными темпами развивался советский танкерный флот, и ему требовались подготовленные профессиональные кадры не только командного состава, но и рядовых. По инициативе Ореста Александровича Сыченикова, первого начальника Новороссийского морского пароходства, в сентябре 1965 года было начато строительство Новороссийской мореходной школы. А уже 1 декабря 1967 Новороссийская мореходная школа приняла первых курсантов. Обучение проводилось по всем флотским специальностям: матрос, моторист, электрик, газоэлектросварщик, донкерман, токарь, повар-пекарь, водолаз.

Учебно-производственная база еще не была готова, поэтому занятия проводились во временно приспособленных помещениях. Вот как вспоминает то время курсант первого набора, а ныне ветеран НМП Николай Васильевич Анищенко:

– Жили мы на плавучей брандвахте, пришвартованной рядом с морвокзалом. Теснота была ужасная, кровати располагались в два яруса, проход еле позволял боком разминуться двоим. Занимались на соседней учебной брандвахте. Помню, зимой, в холод к причалу швартуют теплоход, а мы в трико и тельняшках занимаемся физзарядкой на причале. Пассажиры удивленно смотрят: кто, мол, такие, почему раздетые в такой холод? А нам все нипочем, прыгаем, что-то кричим, веселье из нас так и брызжет. Потом занятия, обед и строем, снова с песнями, на стройку школьного комплекса. Благоустройство, считай, выполнили собственными силами. Выезжали за город, вручную копали дерн для стадиона. Кроме этого помогали строить корпуса НВИМУ, пароходской базы отдыха «Моряк» в Сухой Щели.

Вся дальнейшая жизнь большинства выпускников НМШ – пример честного служения родной компании – «Новошипу». Даже если поначалу кто-то вовсе не склонен был всю свою жизнь посвящать морю. Самвел Гамлетович Петросян, не пройдя по конкурсу в тбилисский вуз, случайно оказался у родственников в Новороссийске.

– И по их совету поступил в моршколу. Думал, получу корочки моториста-электрика, – вспоминает он, – года три-четыре поплаваю, мир посмотрю, заграничных шмоток привезу и уеду на родину, в свой Тбилисо.

Но учиться оказалось интересно, в итоге школу окончил с отличием и попал в число 10% выпускников, имевших право, сдав один экзамен, поступить в НВИМУ, которое к тому времени уже открылось в Новороссийске. С нетерпением ждал выхода в море, настоящей работы. Уже не моторист и электрик, а электромеханик и сам не заметил, как пролетели 34 года. И все эти годы он работал на судах «Новошипа» и до сих пор рад тому, что путевку в жизнь дала ему наша мореходная школа.

 

Первым начальником школы стал капитан Борис Иванович Волошин – человек, вложивший в нее жизнь, душу и сердце. Это ему принадлежит заслуга в том, что НМШ была признана лучшей среди всех 15 мореходок СССР. Заявки на ее выпускников поступали из всех пароходств страны и даже от иностранных компаний.

Всего НМШ подготовила для флота почти 12 тысяч специалистов рядового состава – матросов, мотористов, турбинистов, электриков, донкерманов, водолазов. Удостоверение выпускника Новороссийской мореходки было лучшей рекомендацией для зачисления в любой судовой экипаж. Здесь учили не только рабочей профессии, но и творчеству. Ведь в НМШ был лучший среди всех учебных заведений страны духовой оркестр. Вот как вспоминает об этом выпускник школы 1975 года Александр Владимирович Коваль:

– Помню, как в 1974 году мы в звании лучшего духового оркестра шли маршем по центру Краснодара, и на улицу высыпал, казалось, весь город. Нас встречали, как космонавтов, забрасывали цветами. А потом мы часа три играли в городском парке. После этого мы, как победители всесоюзного смотра, выезжали с концертами в другие города, играли на съезде профсоюзов морской отрасли, на улицах и в парках Москвы. Морская форма, белые перчатки и фуражки, осанка - это было здорово!

А еще в мореходке была своя судомодельная мастерская, где под руководством энтузиаста-судомоделиста, человека, беззаветно любящего людей и море, Валентина Силантьевича Шикина курсанты учились создавать судовые модели. 85 моделей танкеров, сухогрузов, линкоров, крейсеров, подлодок, созданные ими, вошли потом в экспозицию пароходского музея.

К большому сожалению, от всего этого сегодня остались только воспоминания. Школа прекратила работу вместе с развалом Советского Союза. Заявки на подготовку специалистов из бывших советских республик больше не приходили. Но выпускники новороссийской мореходки и сегодня работают на судах Новошипа и других судоходных компаний в Риге и Калининграде, в Балтийском пароходстве и на Дальнем Востоке. А 1 декабря — в день открытия Новороссийской мореходной школы — ее выпускники и бывшие сотрудники до сих пор встречаются, чтобы вспомнить славную историю знаменитой мореходки.

 

 

 

На занятиях
Работали и на виноградниках в соседнем совхозе
1974 г. Начальник НМП О.А. Сычеников  вручает загранпаспорта курсантам НМШ
Морсие узлы
Капитан Волошин