Планета боцмана Девликанова

Сергей Девликанов, боцман танкера «Московский университет» ОАО «Новошип», как и полагается настоящему моряку, не раз пересекал экватор и ревущие сороковые широты. Он наблюдал  колонии пингвинов  на изрезанном бухтами побережье Чили, видел созвездие Южного креста и как зажигает народ на масленичном карнавале в Новом Орлеане. Не человек, а настоящая энциклопедия путешественника!

Откуда взялись Пикассо и Бандерас?

- Я, наверное, буду не первым, кто скажет, что ему очень нравятся страны южной Европы. Мне особенно приглянулась Малага в Испании. Это очень древний город. Уже во времена античного Рима здесь был крупный порт. Одной из ее визитных карточек является крепость-маяк Хибральфаро. Она находится на горе и возвышается над всем городом. Эту крепость на месте древнего финикийского поселения построили мавры, когда хозяйничали в Испании. Очень долго она была одним из последних оплотов мусульман во время войны с испанцами. Ее осада длилась целых три месяца.

Сейчас отреставрированные руины Хибральфаро - место туристических экскурсий. В центре крепости разместилась выставка доспехов, мечей и других предметов. Кстати, оттуда открывается красивейший вид: вся Малага как на ладони, наше судно в гавани, а также местный большой стадион. Вернее, как выяснилось, не стадион – арена для корриды. Удивительно, как это кровавое зрелище в наш век собирает такие толпы?

Вообще, город очень красивый. Чувствуется, что тут богатые культурные традиции. Поэтому я даже не удивился, что самые знаменитые испанцы - Пикассо и Антонио Бандерас – родились и выросли именно здесь.

Викинги, тролли и скотина под током

 - Запомнились мне страны викингов. Например, Исландия. Ее столица Рейкьявик меньше Новороссийска. Мы мимо проплыли и значения не придали. Оказывается, на всем этом огромном острове народу живет как в нашем городе.  Получается довольно пустынно и безлюдно. Даже на причале, где мы вели разгрузку. Но при этом чувствуется мощь севера. Небо такое низкое и довлеющее. А из всех красот природы – одни скалы и море.

А вот Норвегия, другая страна викингов. Она понравилась мне куда больше. Здесь очень бережно относятся к своей природе. И надо сказать, есть, что беречь. Я даже счет потерял всем этим многочисленным живописным фьордам. Особенно интересно смотреть, как у людей жизнь устроена на этих крутых склонах. Оказывается, норвежцы строят здесь систему ливневок так,  что она собирает воду и направляет к местной гидростанции. Таким образом, дожди и снега дают им бесплатную электроэнергию. А нам - одни только проблемы.  

А еще у норвежцев напрочь отсутствуют заборы. Видать, страна маленькая, вот они и решили: чего еще заборы городить, если воровства нет. Вернее, участки все-таки огорожены тонюсенькой проволочкой. Но это от скота. По проводу бежит ток с чисто символическим напряжением. Если корова вздумает выйти из периметра, он только отпугнет ее от границы участка.

А еще у норвегов врожденная любовь к троллям. Их фигурки из дерева везде. Куда пальцем не ткни, попадешь в «ущелье троллей», «озеро троллей», «тропу троллей». Это потому, что норвежцы готовы в каждой скале или камне видеть это мифологическое существо.

Гоп-стоп по-гвинейски

- Пиратство - самая мрачная сторона жизни моряка. Запад и восток африканского побережья - это настоящая клоака, рассадник нищеты и преступности. Разбойные нападения могут случиться не только в море, но даже  в некоторых портах.

Вот, например, были мы в Конакри. Это столица Гвинеи и главный порт страны. Отсюда тоннами вывозится какой-то особо ценный глинозём, а также кофе, бананы и ананасы. Сразу после швартовки на борт поднимаются человек двадцать «вочманов». Это такие босяки, которых нанимает местный port state control. Их задача - охранять нас от других босяков, которым с подобной блатной работой повезло гораздо меньше. Без них администрация порта не гарантирует экипажу никакой безопасности. Дело в том, что как только судно швартуется, на причал вываливает местный полукриминальный элемент. Эти ребята вроде бы торгуют безобидными сувенирами из красного дерева, но только ты сошел с трапа в одиночестве, как бизнесмены в мгновение ока превращаются в банальных гоп-стопщиков. И тогда прощайте часы, бумажник, телефон и вообще все, что им приглянется. Подобная практика, кстати,  существует не только в Африке, но и в Азии, да и вообще в большинстве нищих стран. Без «смотрящих» там нельзя даже просто спуститься и пройтись по причалу вдоль борта судна.

Сергей Девликанов, боцман танкера «Московский университет» ОАО «Новошип»,