Плюс порты Крыма

Морские порты вошедшей в состав России Республики Крым стали зоной ответственности Администрации морских портов (АМП) Черного моря. Созданное в прошлом году федеральное государственное бюджетное учреждение с таким названием получило в свое ведение существенно расширенную зону. О том, как происходило объединение портов под единой юрисдикцией, с какими трудностями и особенностями пришлось столкнуться, рассказывает руководитель Администрации морских портов Черного моря Владимир Ерыгин.

 - Владимир Владимирович, что входит в зону ответственности АМП Черного моря? За какие порты Вы теперь отвечаете?

– 2014 год был годом завершения серьезного административного реформирования системы государственного управления морскими портами России. Наше учреждение претерпело существенные изменения. Федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Новороссийск» теперь называется Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Черного моря». Филиалы ФГБУ «АМП Черного моря» с 4 апреля 2014 года осуществляют свою деятельность в городах Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория. Позднее был создан филиал учреждения в морском порту Тамань, а также осуществлены мероприятия по реорганизации ФГБУ «АМП Черного моря» в форме присоединения к нему ФГУ «АМП Туапсе».

Таким образом, сегодня в зону ответственности ФГБУ «АМП Черного моря» входят морские порты Сочи, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Тамань, Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория.

- С какими сложностями и проблемами пришлось столкнуться при переходе крымских портов в структуру ФГБУ «АМП Черного моря»?

– Необходимо отметить, что создание филиалов учреждения проходило в очень сжатые сроки. Мы действовали в рамках выполнения поручения президента России о создании в Республике Крым и в городе Севастополе территориальных органов федеральной исполнительной власти.

Срочность в нашем случае обусловливалась спецификой и важностью тех задач, которые выполняют администрация морских портов и службы капитанов морских портов. Со дня принятия Республики Крым и Севастополя в Российскую Федерацию должна была быть обеспечена безопасность мореплавания в морских портах Крымского полуострова и на подходах к ним.

Пожалуй, именно временной фактор и был основной сложностью тогда. Необходимо было, что называется, с колес осуществить множество оперативных организационных действий, итогом которых должны были стать сформированные, надлежаще оснащенные и размещенные подразделения с квалифицированными сотрудниками, качественно выполняющими свои функции.

Сегодня мы можем констатировать, что поставленная перед нами задача была успешно выполнена.

- Морские порты Крымского полуострова, вошедшие в состав России, – это существенное пополнение. Наверное, Вам не раз пришлось побывать там, чтобы разобраться с делами? Чего удалось достичь в итоге?

– Да, действительно, приходится бывать там часто. С момента создания филиалов учреждения на Крымском полуострове мы достигли многого: обеспечили размещение всех подразделений филиалов в надлежащих помещениях, сейчас проводим там ремонт. Приобрели и установили для них офисную технику, радиооборудование, оборудование «НАВТЭКС», погодные метеостанции, средства ГО и ЧС, автомобильный транспорт, мебель и прочее. Планируем приобрести аварийные дизель - электростанции и  гидрометеодатчики.

В качестве одного из положительных итогов можно отметить и достижение понимания местными властями и хозяйствующими субъектами роли служб капитанов морских портов в обеспечении безопасности и привлекательности портов, в развитии морской отрасли региона.

На протяжении долгого времени в Украине капитан морского порта подчинялся начальнику порта, что создавало конфликт интересов безопасности мореплавания и коммерческой эффективности портовой деятельности. На начальном этапе многие по привычке продолжали рассматривать службы капитанов морских портов через призму существовавшей ранее практики.

- Как сегодня обстоят дела с обеспечением кадрами филиалов портов Крыма? Много ли российских специалистов поехали туда работать, проводилось ли переобучение их  крымских коллег?

– Мы принимали на работу в штат филиалов ФГБУ «АМП Черного моря» в городах Крымского полуострова местных жителей, ранее трудившихся в государственных предприятиях морской отрасли Украины. Несмотря на то, что большинство из них имело соответствующие опыт и знания в сфере обеспечения государственного портового контроля, для них было организовано обучение на курсах повышения квалификации на базе высших учебных заведений в Новороссийске и Санкт-Петербурге. В том числе были проведены курсы повышения квалификации и для капитанов морских портов.

- Как восприняли эти перемены коллеги в Крыму?

– Возможность работать, что называется, под российским флагом они восприняли с большим воодушевлением и позитивом. И это не может нас не радовать.

- Что сделано и что предстоит сделать АМП в части налаживания работы филиалов в Крыму по российским стандартам и законам?

– Со дня создания своих филиалов ФГБУ «АМП Черного моря» участвовало в процессе интеграции деятельности морских портов Крымского полуострова в систему правовых норм Российской Федерации. Большой практический опыт и теоретические знания сотрудников ФГБУ «АМП Черного моря» с материковой части России позволили организовать активный обмен опытом и обучение крымских коллег. Итогом стало оперативное издание капитанами морских портов Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория актов, регулирующих деятельность морских портов в соответствии с требованиями российского законодательства.

В 2014 году ФГБУ «АМП Черного моря» по поручению Минтранса России была проведена работа по подготовке описания в географических координатах границ части акваторий морских портов Крыма, проведены предварительные их согласования с Черноморским флотом ВМФ России, Министерством транспорта Республики Крым, правительством города федерального значения Севастополь.

В настоящее время проекты распоряжений правительства РФ об установлении границ морских портов Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория находятся на рассмотрении в Министерстве транспорта РФ. Там же рассматриваются и проекты обязательных постановлений в морских портах Крымского полуострова, подготовленные ФГБУ «АМП Черного моря».

- Как Вы оцениваете ближайшие и долгосрочные перспективы развития портов Крымского федерального округа? Что делается Вашим учреждением для повышения привлекательности работы перевозчиков на крымском направлении?

– Сегодня перевозка большинства пассажиров и грузов на полуостров осуществляется через морские порты, в силу чего их роль в обеспечении жизнедеятельности Крыма трудно переоценить. Стоит отметить, что потенциал крымских портов весьма велик. В силу объективных причин они не могут пока работать с полной загрузкой, но на перспективы их развития мы смотрим с оптимизмом.

Кроме того мы принимаем меры, направленные на создание условий для обеспечения эффективной деятельности судоходных компаний, работающих на порты Крымского полуострова. Так, в частности, учитывая социальную значимость перевозок для жизнедеятельности Крымского полуострова, на 2015 год в этих морских портах был установлен понижающий коэффициент при расчете корабельного сбора для линейных накатных судов. Это, безусловно, снизит затраты перевозчиков и, как следствие, снизит стоимость услуги для конечного потребителя: пассажиров и грузовладельцев.

- В ближайшее время, если учесть еще и действие санкций против РФ, эти филиалы,  очевидно, не будут окупаться. Как будете справляться?

– Да, действительно, сегодня средства, взимаемые в морских портах Крымского полуострова в виде корабельного сбора, не покрывают расходов учреждения на содержание своих филиалов. Но здесь нужно подчеркнуть, что одной из целей при применении бассейновой модели формирования администраций морских портов была возможность обеспечивать стабильным финансированием убыточные АМП за счет средств, получаемых в морских портах-донорах. В ФГБУ «АМП Черного моря» портами-донорами являются Новороссийск, Тамань и Туапсе. На практике создание бассейновой АМП Черного моря дает равную финансовую и материально-техническую обеспеченность портовых властей, не зависящую от уровня доходов от портовых сборов. Это позволяет осуществлять единый подход к развитию средств и систем, обеспечивающих безопасность мореплавания, экологическую и транспортную безопасность в морских портах Черного моря и на подходах к ним.

 руководитель Администрации морских портов Черного моря Владимир Ерыгин