Повелитель лобзика и вообще творец

Не боги создают модели судов, даже самые виртуозные. Больше того, не боги побеждают с ними в самых престижных чемпионатах. Один из них - «Кубок Цемесской бухты 2015» - пройдет в ноябре следующего года в Новороссийске. Впервые не только город - край примет у себя открытое Первенство по судомодельному спорту (секция С - стендовые модели).

В древности уменьшенные копии судов вместе с другими сокровищами клали в гробницы фараонов и шумерских царей. В 20 веке стендовый судомоделизм стал доступен простым смертным, и уж тем более знают в нем толк моряки. Вот несколько личных историй, которые рассказывают члены Новороссийского клуба истории флота.

Сергей Шикин, донкерман танкера Baltic frost (компания Interorient):

- Мой отец, известный новороссийский судомоделист Валентин Шикин, все игрушки для меня делал сам. Представляете? У всех детей просто игрушечный танк, а у меня – миниатюрная копия настоящего. Да еще подлинная героическая история к нему. Поэтому, естественно, как только я научился держать в руках надфиль и лобзик, тут же попробовал создать что-то подобное сам. Вот так я не только вошел в мир миниатюр, но и нашел свое амплуа: стал завзятым «парусятником» (так в мире стендовых моделистов называют тех, кто делает копии парусных судов).

Когда пошел в моря, инструмент поначалу с собой не брал. Но очень быстро соскучился. Теперь в рейс я обязательно беру чертежи и наборы реек из разных пород дерева. За время контракта все детали парусника выточу, подгоню – для меня это прекрасный способ отдохнуть душой. А дома уже из готовых деталей собираю очередной фрегат. 

В нашем интернациональном экипаже мое хобби неизменно вызывает интерес: что этот русский мастерит там у себя в каюте? Приходят в гости посмотреть, снимают мою работу на смартфон, а некоторые просят: «Научи!». Так было с одним питерским кадетом из «Макаровки». В португальском городе Синеш нашли с ним специализированный магазин для любителей стендового моделизма, я подобрал ему для начала несложный промышленный набор. Это оказалась копия каракки «Санта-Мария» - той самой, на которой Христофор Колумб открыл Кубу. К концу рейса модель была готова. 

Сергей Карнаухов, второй механик танкера Mauranger (Lapa СПБ):

- Пока занимаешься моделью, перелопачиваешь массу исторической литературы, чтобы со скрупулезной точностью восстановить детали судов, на которых в прошлом ходили моряки. Это интересно и даже полезно. Причем, не только для меня самого. У меня растет внук, теперь мы вместе собираем самые простые копии, купленные в магазине.

Однажды в середине нулевых мне довелось работать с капитаном Владимиром Поповым из Прибалтики. Тогда я свободное время отдавал копии знаменитого мятежного Bounty. Капитану так понравилась моя модель, что он стал просить сделать такой же парусник и ему. А я предложил альтернативный вариант: в первом же европейском порту в специализированном магазине помог ему выбрать промышленный деревянный набор и самому собрать модель. Теперь, много лет спустя, он, как и я, - фанат.

Теперь несколько слов о транспортировке. Опытные моряки-судомоделисты советуют: когда работаешь в рейсе над моделью, главное помнить, что результат многих и многих часов кропотливого труда придется везти на родину. Если корпус более полуметра, за такую копию в рейсе лучше вообще не браться. Ее не позволят взять с собой на борт самолета как ручную кладь, а это, конечно, лучший выбор для сохранности. Если все же придется сдавать модель в багаж, лучше лично убедиться, что на короб действительно наклеили стикер «Осторожно, стекло». Хотя и эта предосторожность не гарантирует стопроцентную безопасность. 

Интересный выход из положения нашел для себя Евгений Сердюков, старший механик танкера World harmony (Tsakos Columbia):

- Раньше я, как и всякий стендовик старой школы, признавал только серьезные классы моделей, где все на сто процентов делается вручную. Никаких магазинных заготовок из пластика, дерева, а уж тем более картона. Тогда я еще работал в «Новошипе», суда которого частенько заходили в наш город. В рейсе модель собрал, в родном порту списался - с транспортировкой никаких проблем. Сейчас же дорога на судно и обратно лежит через несколько международных аэропортов. Лишний багаж с инструментом или, скажем, короб с готовой миниатюрой ни к чему. Вот тут я и открыл для себя промышленные наборы из картона. Продаются они в виде обычных журналов. Такой легко уместится в любой сумке. 

Работать с бумажными моделями оказалось очень интересно. Больше того, в последние годы они пошли такого высокого качества, что от пластиковых или деревянных не отличишь. Моя любимая тема - корабли времен русско-японской войны. За время рейса собираю такой броненосец, а потом оставляю его в кают-компании: пусть на судне со смешанным экипажем после меня останется уголок русской истории.

Кто знает, может быть и вы – мастер судомоделизма и будущий чемпион? Чтобы понять, надо как минимум с чего-нибудь начать. Сейчас это проще простого. Знающие люди советуют приобрести промышленный набор модели из пластика, дерева или картона. Еще лет двадцать-тридцать назад такие «полуфабрикаты» были не в чести у матерых судомоделистов – уж больно топорными они получались. А сейчас лазерные и компьютерные технологии позволяют фабрикам выпускать настолько точные детали, что достойные модели из промышленных наборов собирают даже новички. Больше того, Международная организация судомоделизма и судомодельного спорта (NAVIGA) теперь допустила их на соревнования, введя отдельную номинацию. 

Найти промышленные наборы моделей можно в специализированных магазинах, но лучше всего заказать через Интернет. Такие сайты как «Верфь на столе», «Мир моделей» и «Наварин.Ru» предлагают широкий выбор готовых наборов из пластика, дерева и картона. Наиболее качественные выпускают такие фирмы как «Звезда», «Комбриг», «Мелания», Mamoli, Amati, Mantua, Heller, OcCre, Artesania latina. А помочь, объяснить и подсказать всегда смогут в Новороссийском клубе истории флота. Он расположен в здании Морской школы ДОСААФ (ул. Толстого, 4), работает в субботу и воскресенье с 12.00 до 16.00, тел. +7(988) 7627524

Сергей Шикин, донкерман танкера Baltic frost (компания Interorient)
Сергей Шикин, донкерман танкера Baltic frost (компания Interorient)
Сергей Карнаухов, второй механик танкера Mauranger (Lapa СПБ)
 Евгений Сердюков, старший механик танкера World harmony (Tsakos Columbia)