Под «черным» флагом работают не только пираты

Российский профсоюз моряков (РПСМ) предупреждает: опаснее всего работать под флагом Республики Конго.

Такой вывод напрашивается по итогам 17 916 проверок судов, проведенных государственным портовым контролем (PSC) стран Парижского меморандума (Paris MoU)в 2017 году. Больше всего инспекций пришлось на порты Испании, Италии, Великобритании, Нидерландов, Канады и Российской Федерации. 33 судна, не соответствующие международным требованиям, получили запрет на вход в зону действия Paris MoU. В целом же статистика задержаний и арестов в  2016 – 2017 годах очень медленно, но меняется к лучшему.

Как показала концентрированная инспекционная кампания (CIC), которую проводилась с сентября по ноябрь 2017 года, международные требования по безопасности мореплавания на большинстве судов выполняются. Особое внимание при проверках уделялось судам под удобными флагами.

Что касается рейтинга надёжности государств флага (WGB List), на этот раз в него включили 73 страны. В белом списке с высокими стандартами безопасности мореплавания числятся 40: на две меньше, чем в прошлом году. Вернуться в White List после годичного пребывания в сером списке удалось Республике Корея, среди новичков оказалась Польша. В сером списке WGB List 20 стран, где соблюдение норм безопасности мореплавания находится на удовлетворительном уровне. На этот раз в нем оказались Иран, Казахстан, Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, которые раньше находились в белой части рейтинга. В черном списке Парижского меморандума 13 государств, в том числе и Украина, Молдова, Танзания и Того. А самые худшие результаты второй год подряд показывает Республика Конго.

WGB List формируется, исходя из степени выполнения международных требований по безопасности мореплавания государствами флага. Парижский меморандум ежегодно публикует его с 1999 года. Обновленный список вступил в силу 1 июля 2018 года.

– При найме на работу морякам важно не только знать, покрыто ли судно коллективным договором стандарта ITF, но и смотреть, под каким флагом оно работает, – говорят в РПСМ. – Данные ведь не из воздуха берутся, это результат проверок и задержаний PSC. Чем меньше у судов проблем с портовыми инспекторами, тем выше государство флага в рейтинге надёжности (WGB List). И наоборот. Так называемые «чёрные флаги» по определению самые дешёвые для судовладельцев, а это означает, что и стандарты безопасности там нивелируются.