Под крылом СКФ

Новый совместный образовательный проект реализуют в Новороссийске группа компаний Совкомфлот и Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Группа первокурсников приступила к обучению на бюджетном отделении по целевой программе, специально разработанной с учетом требований СКФ, чтобы по окончании ВУЗа получить офицерские должности на флоте компании.

Для Совкомфлота и ГМУ им. адмирала Ушакова это уже второй совместный проект целевой подготовки. В 2007 году по инициативе Новороссийского морского пароходства и при его финансовой поддержке ВУЗ начал готовить специалистов по программе среднего профессионального образования (СПО) по специальностям судоводитель, судомеханик и электромеханик. Сотрудники компании участвовали в корректировке учебных программ, приближая их к современным требованиям морской индустрии.  С первого дня обучения основной акцент был сделан на профилирующие предметы и иностранный язык. Курсанты проходили плавпрактику на судах «Новошипа». Проект завершился в 2012 году, его результаты превзошли ожидания. За пять лет кадровый состав флота компании пополнили более 100 молодых хорошо мотивированных специалистов с высоким уровнем подготовки.

- Новый проект отличается от предыдущего тем, что ВУЗ впервые выделил целевые бюджетные места для наших курсантов, - рассказывает глава единого кадрового центра СКФ на Юге России Олег Степанов. - Мы давно предлагали такую схему взаимодействия, и в этом году университет пошел нам навстречу. Новый проект полностью финансируется за счет федерального бюджета. А «Новошип» будет «инвестировать» знания и практические навыки наиболее опытных представителей комсостава нашего флота и сотрудников берега.

С самого начала компания взяла целевиков под свое крыло. По результатам ЕГЭ отобрали 53 абитуриента, капитаны и механики-наставники провели с каждым собеседование, изучили характеристики из школ. Особое приглашение поступило детям наших моряков: на суда СКФ было заранее направлено письмо с информацией о проекте. В результате больше половины целевиков – это новое поколение морских династий и выпускники Навигацкой школы при университете.

- Стандартные программы будут дополнены, количество часов увеличено, а наполнение программы будет приведено в соответствие с требованиями группы компаний Совкомфлот, - продолжает Олег Степанов. - Если курсанты будут плохо учиться, их будут отчислять, а освободившиеся бюджетные места будут замещаться наиболее успешными курсантами с платного отделения. При этом за успехи в учебе компания будет поощрять курсантов-целевиков корпоративными стипендиями. Также мы планируем выделять средства на оборудование учебных аудиторий и приобретение дополнительных средств обучения.

Курсанты целевого потока будут проходить плановые плавпрактики на судах СКФ, если не будет дисциплинарных замечаний, а фактический средний балл успеваемости у них будет не ниже 4. Чтобы полученная теория закреплялась практическими занятиями в судовых условиях, есть задумка увеличить продолжительность плавпркатики.

Федеральный государственный образовательный стандарт обязывает университет привлекать к преподаванию практикующих специалистов – минимум 10 процентов от общего числа преподавателей. Представители группы СКФ являются не только членами государственных экзаменационных комиссий университета, защищают диссертации, но и преподают на различных факультетах. Один из таких специалистов, старший помощник капитана Анастас Боран-Кешишьян, с 2010 года заведует кафедрой судовождения ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

- Подстраивать программу под требования компании мы начнем со второго семестра, для этого на ближайшее время запланированы встречи с капитанами и механиками-наставниками СКФ, - рассказывает он. - Рассматривается вопрос возобновления старой традиции: раньше во время плавпрактики курсантов всегда сопровождал представитель вуза – руководитель практики. Считаем это целесообразным. Мы полностью пересмотрели план прохождения практики для судоводителей и механиков, взяв за основу рекомендации Международной морской организации и новые требования международной конвенции ПДНВ. Они дают не только детальный перечень того, что курсант должен сделать за время практики по каждой из своих будущих функций, но и критерии оценки.

А что думают по этому поводу сами курсанты?

Иван Трубников, судомеханический факультет:

- Я выпускник Навигацкой школы при университете. Выпускникам нашей школы была предоставлена возможность попробовать свои силы в целевом проекте, и я прошел по конкурсу. Уверен, что смогу оправдать доверие. Моя цель - должность старшего механика.

Первые два года все бюджетники живут при университете, у нас строгая дисциплина и четкий распорядок дня. Я понимаю, что так нас приучают к работе на судне. Специальных предметов, если не считать материаловедения, у нас пока нет. Так что пока не очень сложно.

Совкомфлот знают все, известно, что многие моряки и хотели бы попасть в эту компанию, но не могут - высокий конкурс. А нам рабочие места будут обеспечены. Главное - хорошо учиться.

 Лион Прозоров, судоводительский факультет:

- В отличие от механиков у нас уже есть профильные предметы, например, основы судовождения (уже работаем с картами), теория и устройство судна, география водных путей (пожалуй, на этом этапе самый сложный предмет). Нравится, но сложно. Хотя больше сложностей, чем учеба, нам создает соблюдение флотской дисциплины.

Я тоже окончил Навигацкую школу. И на целевую программу шел с надеждой увидеть мир, побывать в разных портах, хотя многим опытным морякам это и может показаться наивным. На судне в свободное от работы время буду учить иностранные языки. Каждый из нас, думаю, хочет достичь высот в профессии, вот и я тоже хотел бы стать капитаном.

 Илья Панасенко, судоводительский факультет:

- Мой отец тоже штурман, но только военно-воздушных сил. В авиацию я идти не захотел, и тогда мы решили: если не воздух, значит море. Отец нашел в интер­нете видеоуроки по судовождению, и я загорелся. Мне нравятся основы судовождения и другие профильные предметы, но теория - не то, скорее бы практика! С нетерпением жду того дня, когда смогу побывать на крупнотоннажном судне.

 Александр Шинкаренко, судомеханический факультет:

- Мой дядя ходит в море, среди наших знакомых много моряков. Для меня важно, что моряк, благодаря своим знаниям, может честным трудом зарабатывать неплохие деньги. И потом мне всегда были интересны механизмы. В отличие от моих однокурсников я уже был в машинном отделении судна. Немного шумно, но в целом очень понравилось!

Я рад, что попал в этот проект, буду стараться. Осталось только английский подтянуть, условия для этого есть - изучению иностранных языков в программе отводится значительное время. А еще нам очень повезло с преподавателями, среди них есть настоящие знаменитости в профессиональной среде.