Покушения, обстрел и грабеж: опасные зоны и компенсации

 На днях торговое судно Ince Inebolu, принадлежащее турецкой компании Ince Shipping Group, подверглось ракетному обстрелу у берегов Йемена.

Балкер направлялся из Новороссийска с грузом зерна. К счастью, члены экипажа не пострадали, однако судну теперь требуется ремонт.  После ЧП его направили в саудовский порт Джизан. На момент происшествия Ince Inebolu находилось в 113 километрах от берега. Кто именно выпустил снаряд в торговое судно, до сих пор неизвестно, однако ни для кого не секрет, что прибрежные воды Йемена включены в список зон повышенной опасности и несут реальную угрозу судоходству.

Отчеты о пиратстве и вооруженных ограблениях, поступающие в Аналитический центр по борьбе с пиратством при Международном морском бюро (IMB),также  свидетельствуют о сохраняющейся угрозе морякам и судоходству у берегов Западной Африки и в Азиатском регионе. Только за последний месяц в этих районах было совершено восемь покушений на суда.

8 мая шестеро пиратов преследовали балкер в 41 морской миле от города Брасс, Нигерия. Капитан поднял тревогу, подал сигнал бедствия, использовал маневры уклонения, а экипажу приказал укрыться в цитадели. В итоге пираты отказались от нападения.

6 мая семеро грабителей попытались высадиться на балкер, стоящий на якоре в порту Читтагонг, Бангладеш. На судне подняли тревогу, и злоумышленники скрылись. Еще две попытки ограбления зафиксированы в портах Перу и Ганы.

В этот же день в прибрежных водах Индонезии грабители были замечены при попытке высадиться на балкер, стоящий на якорной стоянке Муара Берау. Схожий эпизод произошел 28 апреля в индонезийском порту Панджанг. В этот же день в порту Самаринда четверо вооруженных ножами грабителей угрожали вахтенному на борту сухогруза, стоявшего на якорной стоянке. Моряк сбежал от них и поднял тревогу. В итоге грабители ушли с пустыми руками.

24 апреля мужчины в масках на двух быстроходных катерах приблизились к рудовозу в проливе Сибуту в 6 морских милях от о-ва Бонгао (Филиппины). Рудовоз связался по радио с судами морского патруля, которые спугнули пиратов.

На сегодняшний день крупнейший форум морских работодателей IBF установил четыре Зоны повышенной опасности и военных действий (IBF List of warlike and high risk designations):

  •  – зона военных действий, включающая 12 морских миль от северного побережья Сомали и порты Йемена;
  • – зона повышенного риска – Аденский залив плюс 400 морских миль от северного побережья Сомали;\
  • – расширенная зона риска – западная часть Индийского океана;
  • – зона повышенного риска – Гвинейский залив: территориальные воды (12 морских миль), порты и внутренние водные пути Нигерии и Бенина.

 При прохождении любой из этих зон моряки получают возможность пользоваться расширенной социальной поддержкой, если на судне есть коллективный договор IBF.

Так, в зоне военных действий у Сомали моряки могут рассчитывать на бонус, равный базовой ставке, при этом минимальная выплата равна пятидневной базовой ставке (плюс далее за каждый день пребывания), и удвоенную компенсацию по смерти и инвалидности. Кроме того, моряки вправе отказаться идти в опасный рейс, с репатриацией за счёт компании и выплатой компенсации в размере двухмесячной базовой ставки.

В зоне повышенного риска IBF у Аденского залива члены экипажа получают бонус, равный базовой ставке, выплачиваемый за фактическое время пребывания/прохода (включая Международный транзитный коридор – IRTC), удвоенную компенсацию по смерти и инвалидности и право на отказ идти в рейс, с репатриацией за счёт компании (кроме транзита строго в пределах IRTC).

За работу в зоне Гвинейского залива члены экипажа могут рассчитывать на удвоенную компенсацию, право на отказ идти в рейс и бонус, равный базовой ставке, выплачиваемый за реальное время пребывания в опасном регионе.

А вот в расширенной зоне риска моряки могут рассчитывать на бонус и удвоенную компенсацию только за тот день, когда на судно было совершено нападение.

Если моряк согласился работать в перечисленных районах, ему необходимо ознакомиться с основными мерами безопасности и правилами противодействия пиратам.

– В пиратских водах морякам стоит проявлять особую осторожность и соблюдать все меры безопасности, – говорят в Российском профсоюзе моряков. – Судовладелец в свою очередь обязан заранее предупредить экипаж об опасностях рейса. Если на судне действует коллективный договор Международной федерации транспортных рабочих (ITF), моряки могут отказаться от рейса, пролегающего через пиратоопасные районы, без риска потерять рабочее место.