Потерянные традиции

В начале весны в Брюсселе прошла ежегодная акция под названием «Неделя торгового судоходства». Традиционно она состоит из целого ряда мероприятий, направленных на обсуждение актуальных проблем морской отрасли, поиск оптимальных путей их решения и  привлечение внимания общественности к простому факту – наша повседневная жизнь на 90% зависит от работы моряков.

В этом году акция собрала около двухсот представителей транспортных профсоюзов, рабочих объединений и ассоциаций работодателей Европы. Своих сотрудников делегировали также многие морские учебные заведения, кроме того, в числе приглашенных оказались и чиновники Европарламента, Еврокомиссии и профильных подкомитетов. Интересы российских моряков представляла делегация РПСМ.

«Неделя» включала в себя несколько конференций и обсуждений в формате «круглого стола» вопросов об особенностях работы под удобными флагами, падении престижа морских профессий, замене европейского плавсостава на азиатов и о том, что обо всем этом думают сами моряки.

Впали в зависимость от удобного флага

Резкое падение популярности морских профессий для европейской молодежи связано с возросшими рисками на торговом флоте. Такое мнение высказал в ходе конференции «Значимость работы моряков» профессор Саутгемптонского университета, капитан Самартак Бхатачария.   Многомесячные задолженности по зарплате, несоблюдение норм безопасности, антисанитарийные условия, отсутствие еды, воды, медикаментов, связи с родными и томительное ожидание в иностранном порту хоть какой-то реакции судовладельца – вот частые спутники удобных флагов, количество которых растет на флоте из года в год. Профессор привел ряд вопиющих примеров, когда моряки были вынуждены месяцами голодать на судах, питая надежду получить в итоге хоть какие-то деньги за отработанный контракт. «Тысячи моряков, работающих на 15% судах мирового торгового флота, трудятся сегодня в условиях, близких к рабским, - заключил он. – Если моряк пытается протестовать, с ним тут же рвут трудовые отношения и быстро находят замену».

Молодые люди, видя эту безрадостную картину, взвешивая все плюсы и минусы, предпочитают оставаться на берегу. «Мы теряем традиции, сформированные поколениями наших отцов и дедов, - отметил секретарь британского профсоюза RMT Стив Тодд. – Я отдал торговому флоту 20 лет жизни, работал на судах разных типов и никогда не видел такого падения интереса у молодежи, как сегодня. Мы говорим о том, что  необходимо популяризировать морские профессии, но судовладельцы предпочитают экономить на кадрах и берут тех, кто обходится им дешевле. В результате наша экономика, 90% которой обслуживается торговым флотом, переходит в зависимость от удобных флагов, на которых, как всем известно, редко соблюдаются разумные требования международного морского законодательства».

Нечестная конкуренция

- Что же мы можем предложить работодателям, когда азиатские моряки приходят к ним и говорят, что готовы работать за минимальные зарплаты, по 12 часов в день и 9 месяцев за контракт? – задался резонным вопросом представитель Норвежского морского профсоюза Ханс Санде. – В таких обстоятельствах нелепо говорить о конкурентоспособности европейцев.    

Действительно, в международном рейтинге рабочей силы на торговом флоте филиппинцы – абсолютное большинство из них рядовые - прочно удерживают лидерство. Следом за ними по количеству идут российские офицеры, украинцы и индийцы, стремительно растет количество китайских, вьетнамских, индонезийских и тайских моряков.

Список бенефициарных владельцев судов по-прежнему возглавляют греки, за ними в таблице - японские и немецкие компании. При этом на греческом флоте порядка 70% судов работают под иностранными флагами, у японцев и немцев этот показатель вообще достигает 90%.

Сегодня самым популярным флагом остается панамский – под ним работают почти 16% судов в мире. Сильно отстают от него мальтийский и либерийский флаги с 7.4% и 7.2% соответственно. А вот по суммарному тоннажу подфлажных судов Либерия обгоняет Мальту: 11.2% против 7.1%. Некоторую популярность набирают вторые регистры Норвегии и Германии, однако, по мнению европейских активистов, по сути эти общества мало чем отличаются от пресловутых удобных флагов. Общее количество капитанов и офицеров на судах ЕС, составляет около 250 тысяч человек из 146 стран, из них 60% являются резидентами государств Евросоюза, 17% составляют россияне и украинцы (34% и 47% соответственно), а 22% азиаты (53% из них филиппинцы и 30% индийцы).      

Выход специалисты видят в возвращении судов под национальные флаги, где законодательство обязывает соблюдать трудовые нормы, а в случае нарушений хозяев можно призвать к ответственности, а также квотировании рабочих мест для иностранцев. С одной стороны, это позволит увеличить занятость европейской молодежи, а с другой – обеспечить иностранных моряков, работающих на судах европейских владельцев, достойными и равными для всех условиями труда.        

«Так мало знают о моряках…»

Тема социального демпинга красной нитью прошла через всю «судоходную неделю».  Закрывая конференцию об удобных флагах, глава морского профсоюза Наутилус, британец Марк Дикенсон напомнил собравшимся, что отраслевые стандарты, внедряемые Международной организацией труда, являются лишь минимальными: «Широкое распространение системы удобных флагов повлекло за собой необходимость разработки приемлемых условий труда моряков. Однако это вовсе не означает, что дело сделано и плавсостав обеспечен всем необходимым. МОТ внедряет минимальные стандарты, задача транспортных профсоюзов улучшать эти стандарты».

- Мы должны добиться того, чтобы на всех уровнях морякам отдавали должное за их работу, за тот гигантский вклад, который они вносят в мировую экономику и в поддержание нормального функционирования общества, - отметил генеральный секретарь ЕФТ, сам в прошлом моряк, Эдуардо Чагас. – Мы обязаны предоставить им безопасные и достойно оплачиваемые рабочие места. Вместо этого мы наблюдаем удручающую картину: европейцы уходят с флота.

Представители Европарламента, принявшие живое участие в обсуждении, озвучили, что на конец 2016 года во всех европейских государствах насчитывалось 220 тысяч моряков – это всего 18% от общего количества плавсостава в мире. «Мы в Европе гордимся высокими стандартами наших рабочих мест, так давайте внедрять их во все сектора экономики, - резюмировала эксперт по социальному обеспечению Еврокомиссии Агнес Ионгериус. – Важно помнить, как много значимых товаров перевозят моряки, как сильно мы на берегу зависим от их работы, и передать эти традиции нашей молодежи».

Для того чтобы вновь продемонстрировать широкой общественности, насколько сильно повседневная жизнь обычного человека зависит от благополучной работы моряков, ЕФТ презентовали участникам «Недели» анимационный фильм SEAFARERS MATTER. Посмотреть короткий ролик, в котором представлена статистика грузоперевозок и обозначены основные отраслевые проблемы, можно на странице ETF Seafarers в Фейсбуке или на youtube