Потерять право на работу под флагом

Практика «чёрных списков» моряков запрещена. С ней борются и профсоюзы ITF, и государства, принявшие «Сводную конвенцию о труде в морском судоходстве» (MLC-2006), а с ней и обязательства внедрить у себя систему контроля за трудоустройством моряка. То, что государство флага не имеет права вести свой «чёрный список», и так понятно.

Выясняется, что нет. И вот пример. В Калининградскую региональную организацию Российского профсоюза моряков обратился моряк. Восемь лет назад его списали с судна под флагом Маршалловых Островов с формулировкой «за употребление алкоголя на борту». Медицинского осмотра не было, вердикт вынес капитан, а моряк признал факт нарушения дисциплины. Все эти годы он работал на разных судах, в разных должностях и под всякими флагами. И знать не знал, что официально был «поражен в правах» работать под флагом Маршалл. Когда же респектабельный судовладелец, подписав с ним контракт и доставив его на судно, вдруг отказал в дальнейшей работе и отправил домой со ссылкой «наше судно под флагом Маршалловых Островов, а ты у них в «чёрном списке», моряк очень удивился и пришёл в профсоюз.

Стали разбираться. Обратились в Морскую администрацию флага, там сослались на свой Кодекс торгового мореплавания, где есть санкции за правонарушения: в случае употребления алкоголя на борту виновник может либо загреметь в тюрьму на полгода, либо заплатить штраф 800 долларов. Но о том, что он на всю оставшуюся жизнь может потерять право работать под флагом, – ни слова! По правилам республики Маршалловых Островов государство действительно ведёт какой-то реестр моряков, уличённых в употреблении алкоголя или наркотиков. Но в этих же правилах сказано, что каждый случай разбирается комитетом при морской администрации, а в материалах расследования должны быть доказательства, а также показания трех свидетелей. В нашем же случае капитан позвонил, проверять не стали - и человек потерял право на работу. Причём даже не знал об этом.

В конце концов, администрация флага официально сообщила, что российский моряк восстановлен в правах. И, тем не менее, история поучительная: «черные списки» запрещены, но все еще ведутся, и испытывать на собственном послужном списке, где именно – дело опасное. Но еще опаснее сам факт употребления алкоголя на борту.

 – Запрет на алкоголь – необходимая мера безопасности, – говорят в Российском профсоюзе моряков. - Она поддерживается не только на государственном уровне, но и отдельно прописывается в корпоративных правилах большинства судоходных компаний. Ведь на моряках лежит большая ответственность за безопасность судна, товарищей по экипажу, груза и рейса в целом.