Почему затонул «Swanland»?

Комитет по расследованию аварий на море при министерстве транспорта Великобритании (MAIB) опубликовал доклад о причинах крушения теплохода.

Напомним, трагедия на борту сухогруза Swanland (флаг островов Кука, судовладелец Torbulk Ltd.) произошла 27 ноября 2011 года в Ирландском море. Судно, перевозившее 30 тонн известняка, потерпело крушение у берегов северного Уэльса в 37 км к северу от полуострова Ллин. Swanland затонул через 17 минут после того, как началось разрушение корпуса судна.

По данным MAIB, основной причиной гибели судна стал неправильно расформированный в трюме груз: известняк был сосредоточен в центральной части трюма, в результате чего на среднюю секцию судна было оказано сильное давление. Разрушению конструкции сухогруза также способствовала непогода: в день аварии были сильный ветер и высокие волны. К тому же прочность теплохода оставляла желать лучшего: на момент крушения судну было 34 года, а последний ремонт проводился в 2009 году.

Судовладелец сразу же заверил: сухогруз отвечал всем необходимым мореходным характеристикам. Однако, по словам бывшего капитана Swanland, отработавшего на судне 11 лет, срок эксплуатации и нарушения погрузки и разгрузки привели к тому, что сухогруз просто «устал», и никакой плановый ремонт полностью обновить его был не способен.

Так, за четыре месяца до трагедии в Ирландском море Swanland уже заставлял поволноваться за себя: во время шторма на судне отказал двигатель, и теплоход понесло на скалы близ полуострова Корнуолл. Пришедшие на помощь буксиры вывели сухогруз в порт, поэтому в тот раз жертв удалось избежать.

В ночь на 27 ноября 2011 года экипаж Swanland успел подать сигнал бедствия. Первым на помощь морякам пришел танкер Bro Gazell, который в момент крушения судна находился неподалеку. По данным посольства России в Великобритании, в спасательной операции было задействовано четыре вертолета, в том числе Sea King, за штурвалом которого находился Принц Уильям, семь катеров и лодок береговой охраны, но их работу осложняла плохая погода. Из восьми членов команды, состоявшей полностью из россиян, спасти удалось только двоих – второго помощника капитана и матроса. Тело помощника капитана было найдено сразу после крушения судна, других членов экипажа спасатели так и не обнаружили.

Выживших в этой страшной трагедии моряков доставили на одну из баз ВВС Великобритании,  затем перевезли в больницу в городе Бангор для оказания необходимой помощи, после чего они смогли вернуться домой.